Первым делом — американские самолеты
А российские SSJ 100 — потом
Иран начал оформлять первые твердые договоренности с крупнейшими мировыми авиапроизводителями. Вслед за Airbus, еще в начале года объявившем о планах поставить Тегерану 114 самолетов, американская Boeing подписала соглашение с местной Iran Air на поставку 80 самолетов 737 MAX и 777. Российский производитель «Гражданские самолеты Сухого» также рассчитывает участвовать в обновлении иранского авиапарка за счет поставок SSJ 100. Но в отличие от ситуации с закупками Boeing и Airbus переговоры по российским самолетам пока только в начальной стадии.
Американская Boeing и Iran Air заключили соглашение о поставке иранцам 80 самолетов на $16,6 млрд в ценах каталога, сообщил авиапроизводитель. Меморандум о взаимопонимании был подписан еще в июне, но к контракту удалось перейти лишь после того, как в сентябре Минфин США выдал первые две лицензии на экспорт самолетов Boeing в Иран. В рамках сделки Iran Air купит 50 Boeing 737 MAX и 30 Boeing 777. Но реализация соглашения с Boeing напрямую зависит от привлечения финансирования: иранский чиновник заметил, что средства от сделки не будут проходить через финансовую систему США. Источники в финансовой отрасли сообщили Reuters, что у Boeing есть план финансирования поставки 15 самолетов Boeing 777-300ER (должна начаться в 2018 году), но финансирование остальных самолетов еще подлежит обсуждению.
Reuters со ссылкой на иранского чиновника также отметил, что авиакомпания находится на «самой финальной стадии» аналогичной крупной сделки с Airbus. После снятия с Ирана западных санкций Тегеран и Airbus в январе заключили соглашение о покупке 118 самолетов. Сделка с европейским концерном, как ожидается, включает поставку первых 50–60 самолетов и должна быть закрыта в ближайшие несколько дней, сказал источник агентства. Глава Airbus Фабрис Брежье в интервью “Ъ” в апреле говорил, что в этом году «должна наступить полная определенность по сделке». По его словам, «на авиарынке работает множество инвесторов, лизинговых компаний, готовых профинансировать большую часть стоимости самолета», а если сделка срывается, то «всегда можно найти другого заказчика».
У авиапроизводителей РФ также существуют планы по расширению сбыта за счет поставок в Иран ближнемагистральных Sukhoi Superjet 100. В конце 2015 года вице-премьер Дмитрий Рогозин говорил, что РФ в течение пяти лет может поставить в Иран около 100 SSJ 100, а Объединенная авиастроительная корпорация уже вела переговоры с иранской авиакомпанией. Предполагалось, что под такое решение в Иране можно было бы организовать частичную локализацию производства SSJ 100. О возможных поставках самолетов в Иран позже говорил и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. В понедельник иранское агентство «Мехр» сообщило, что российская компания представит свою продукцию иранским авиакомпаниям во вторник, после этого начнутся переговоры по покупке российских самолетов. В ГСС отказались от комментариев. Источник “Ъ”, близкий к ситуации, отметил, что даже в случае благоприятного исхода переговоров потребуется разрешение Минфина США (оно необходимо, если в самолете более 10% американских комплектующих).