«Через 30 лет мы будем одеваться так, как сейчас одеваются в Европе»

Эксперт о том, что происходит с климатом в Москве и мире

После того как минувшая осень оставила жителей европейской части России без бабьего лета и возможности надеть тонкие плащи и куртки, “Ъ-Lifestyle” встретился с климатологом Владимиром Клименко, чтобы выяснить, что происходит с мировым климатом, какие вещи нам придется покупать в будущем и сможем ли мы ездить отдыхать на Мальдивы через 50 лет.

Фото: кадр из фильма «Онегин» (1999)

Последние 15 лет были в среднем по миру самыми теплыми за всю историю метеорологических наблюдений. А 2015-й и 2016-й и вовсе невыносимо жаркими. Вспоминая холодную осень нынешнего года, в это верится с трудом. И тем не менее научные исследования доказывают: глобальное потепление наступает стремительно и грозит всем нам не только непривычной погодой.

Член-корреспондент РАН, завлабораторией глобальных проблем энергетики МЭИ, а ранее сотрудник Оксфордского, Боннского и других университетов, климатолог Владимир Клименко назначает встречу в 11 утра. На разговоры «про погоду» у нас не более часа. Полушутя Клименко замечает, что Россия — «избранная» страна и в связи с географическим положением обречена на страдания.

О климатических изменениях в России

Россия относится к числу тех стран, которые сильнее всего ощутят климатические изменения. Это связано с ее географическим положением и сложнейшей климатической системой. Несчастье России в том, что она «маргинальная» страна в широком смысле слова. Маргинальная — значит окраинная. Россия находится на окраине Евразии, северо-восточной периферии. Поэтому любые глобальные изменения у нас откликаются с двух- и трехкратным усилением. За последние 120 лет климат Земли в целом потеплел примерно на один градус. Климат Москвы, к примеру, за это же время потеплел почти на 3,5 градуса. При этом проблемами климата в России занимаются только ученые, а общественность в лучшем случае хранит молчание. Это парадокс.

О глобальном климате

2015 год — самый теплый за всю историю инструментальных наблюдений (во всем мире в достаточном объеме ведутся с 1850 года, в Москве — с 1777 года. — “Ъ”). Ожидается, что 2016-й побьет этот рекорд. XXI век лидирует по температурным максимумам: 80% температурных рекордов зафиксировано в период с 2000 по 2015 год. А вот температурные минимумы остались далеко позади — в XIX и XX веках.

Зима теплеет быстрее остальных сезонов. На втором месте — весна, потом лето и осень. Сентябрь в Москве за последние 50 лет потеплел меньше чем на градус.

О русских зимах

Знаменитых русских зим с трескучими морозами мы уже никогда не увидим. Если, конечно, Земля не столкнется с астероидом или не случится ядерной войны. В условиях так называемой европейской зимы мы живем последние 20 лет. Зима считается холодной, если средняя температура зимы отклоняется от нормы более чем на два градуса. Например, зима 1941 года, которая остановила немецкое наступление, была на 7,5 градуса ниже нормы. (Норма — когда средняя температура за три зимних месяца составляет –7,7 °C. — “Ъ”.)

В последние годы средняя температура зимы колеблется в пределах –5… –6 °C. Поэтому о меховых шапках и тяжелых дубленках или шубах со временем можно будет забыть. Они скорее будут носить декоративный характер. Комфортно перезимовать можно будет и в утепленных куртках. По крайней мере, жителям средней полосы точно. Зимнюю обувь вполне сможет заменить осенняя. Через 30 лет мы будем одеваться так, как сейчас одеваются в Европе.

Про лето

Как я уже сказал, Россия крайне сложная страна с точки зрения климата. Каждый регион по-своему уникален. К примеру, климат Москвы и Московской области постепенно увлажняется. Осадков стало больше. И их количество, в том числе в летний период, будет только увеличиваться. Изменится и характер осадков — в основном это будут разрушительные ливни. Большое количество ливней, похожих на тропические, — теперь норма современного климата Москвы и области. Дожди будут сопровождаться порывистыми ветрами и грозами. Минувшее лето — яркое тому подтверждение. Москвичам стоит запасаться резиновыми сапогами повыше и дождевиками.

Про межсезонье

Могу точно сказать: межсезонье не исчезло. Люди очень ненаблюдательны, в лучшем случае помнят предыдущий сезон. Минувшая осень показалась москвичам холодной только потому, что предыдущие 12 лет были очень теплыми. На самом деле прошедшая осень не была аномальной вопреки всем досужим разговорам. Средняя осенняя температура была ниже нормы всего на 0,5 градуса. Это очень незначительное отклонение.

Снег в апреле для России — это скорее закономерность. Еще лет 30 назад люди не удивлялись морозам и снегу в мае. Количество таких явлений в теплые эпохи, которые мы сейчас переживаем, стремительно падает. Холодных экстремумов будет с каждым годом все меньше и меньше.

Последние сильнейшие майские заморозки были в 1999 году. Тогда средняя температура последнего месяца весны составила всего +8,7 °C, что на четыре градуса ниже климатической нормы. Апрель того года оказался теплее мая. Вот это действительно очень редкое явление.

О Москве

В таком огромном городе, как Москва, температура в разных районах может отличаться на 12 градусов. Самое теплое место в Москве — это Балчуг. Там среднегодовая температура на один градус выше, чем на окраинах. На температуру влияет и топография города, и даже характер застроек. Восток, к примеру, холоднее, чем запад столицы. Север, соответственно, холоднее юга.

Москва виртуально перемещается в юго-западном направлении. Не только Москва, но и вся Россия по климатическим показателям «съезжает» в Европу. По моим представлениям, в конце нынешнего столетия климат Москвы сравняется с современным климатом Берлина и Вены. А в 2040-х годах уже будет похож на современный климат Варшавы.

О новых пустынях и исчезающих странах

В связи с глобальным потеплением новые пустыни действительно формируются. Есть серьезные основания предполагать, что Сахара будет расширяться в южном, юго-восточном направлении. В зоне риска Нигерия, Камерун, Чад, Судан, Южный Судан, Эфиопия, Аравийский полуостров.

Но, с другой стороны, есть места на Земле, где пустыни могут превратиться в полупустыни, саванны или степи. В частности, это северо-западная Индия, граница с Пакистаном, западные районы Китая, Монголия в ее западных и юго-западных частях.

В целом количество осадков в мире увеличивается. Но увеличение это крайне неравномерно. В некоторых регионах дождей практически нет уже много лет. Эти земли становятся непригодными для жизни. В ООН даже появился термин «климатический беженец». Нескольким десяткам людей официально присвоен статус климатического беженца.

Есть вероятность, что изменения в вышеперечисленных регионах будут происходить стремительно. Поэтому путешествия в эти страны лучше не откладывать в долгий ящик.

Про Мировой океан и тающие льды

Уровень океана повышается ежегодно на 3,3 мм. Это очень высокая скорость. Для сравнения: в XX веке она составляла 1,5 мм. К концу столетия уровень повысится не менее чем на 50–60 см. Это если говорить о среднеглобальных цифрах. Но, к примеру, есть регионы, где скорость поднятия в три раза превышает вышеупомянутые 3 мм. Это плохая новость. Особенно для бедных стран. Некоторые из них просто утонут. Например, Мальдивы, которые уже сейчас едва возвышаются над поверхностью воды, стремительно погружаясь в океан. В течение столетия мы потеряем этот райский уголок.

России тоже угрожает опасность. У нас 30 тыс. км побережья в Арктической зоне, где нет ни одной дамбы и никогда не будет из-за сурового климата и чрезвычайно редкого населения. В результате таяния льдов Северного Ледовитого океана, из-за эрозии берегов и повышения штормовой активности мы ежегодно теряем несколько сотен квадратных километров прибрежной территории.

А вот Нидерланды, Северная Германия или Бельгия никогда не уйдут под воду. Это развитые страны, их побережья защищены дамбами, которые рассчитаны на многометровое повышение уровня океана.

О разрушительных вулканах

Еще одна угроза для климата — вулканы. Самые опасные из них — Йеллоустоун в США, супервулкан на Флегрейских полях в Италии и тот, что находится на берегу Рейна в Германии. Рано или поздно они обязательно взорвутся. Но, несмотря на то что они облеплены датчиками, рассчитать точное время невозможно. Диапазон широкий: от нескольких лет до нескольких столетий. Для климата вулканы опасны серными аэрозолями, которые всегда содержатся в продуктах вулканического извержения. Мощность извержения супервулканов настолько велика, что серные частицы с легкостью достигают стратосферы. Если это случится, весь земной шар на несколько лет окутает смогом наподобие того, который стоял в Москве летом 2010-го, а это приведет к гибели миллионов людей.

Про глобальное потепление и источники энергии

Весь мир сейчас озабочен проблемами экологии и переходит на зеленые источники энергии. В России с этим дела обстоят довольно печально. В ближайшие лет 20–30 производство энергии из возобновляемых источников не превысит 2–3%. В Дании, к примеру, уже сейчас 50% электроэнергии производится на ветровых станциях. Германия перешагнула рубеж в 20%. К 2050 году Евросоюз планирует добывать 95% энергии из возобновляемых источников.

____________________________________________________________________

Надежда Супрун

Вся лента