Леонид Парфенов спел на Арбате
В Театре имени Евг. Вахтангова показали программу советской ретро-эстрады
Тележурналист Леонид Парфенов и трио «Мейделех» показали на Новой сцене Театра имени Евг. Вахтангова премьеру программы «Главные песни о старом». БОРИС БАРАБАНОВ выяснял, чего в ней было больше — исторической хроники или музыкальной эквилибристики.
Леонид Парфенов любит петь, только редко выступает в этом качестве на публике. Если конкретнее — он любит советскую песню, например Эдуарда Хиля и Владимира Трошина. Телевизионный проект «Намедни» потерял бы изрядную долю своего обаяния и достоверности, если бы журналист не следил так внимательно за саундтреком. Наконец настало время материализовать эту любовь.
Арт-группа «Мейделех» (в переводе с идиша — «девочки») существует пять лет. В ее репертуаре как ретро-шлягеры, так и обработки современных хитов. «Девочки» утверждают, что могут петь на десяти языках. До прошедшей премьеры Леонид Парфенов всего несколько раз выходил на сцену в компании девушек из трио «Мейделех», например на недавнем фестивале «Возраст счастья» в Черногории. Каждый раз, когда господина Парфенова спрашивали, не хочет ли он сделать из этого настоящий песенный спектакль для регулярного показа, он страшно смущался и отвечал уклончиво. Больше отлынивать от сценической деятельности у него не получится. В шоу «Главные песни о старом» пока еще много сырых мест, но то, что показывать его нужно и спрос на него будет, сомнений нет. У Парфенова получился своего рода музыкальный спин-офф «Намедни».
Нынешняя премьера выросла из предложения вдовца Людмилы Гурченко продюсера Сергея Сенина сделать на Новой сцене вахтанговского театра творческий вечер Парфенова. Подобным форматом журналист, в отличие от многих своих коллег-телезвезд, не злоупотребляет, афишами с его лицом заборы в городах не заклеены. Но возможность показать свои любимые песни, видимо, все же оказалась сильнее застенчивости. Он решился не только выступить в роли комментатора, но и исполнить несколько песен самостоятельно.
Первая часть шоу выглядит, как нормальное «Намедни». Автор говорит, девушки поют, на экране — кадры кинохроники. В качестве отправной точки Леонид Парфенов выбрал то, что ему близко,— видео. Отсчет отечественной популярной музыке он ведет от фильма «Веселые ребята», который позволил Любови Орловой и Леониду Утесову ездить по стране с гастролями (Парфенов оперирует словом «чес»), и мини-фильма «Пароход», который стал первым российским видеоклипом. Девушки из «Мейделех» в равной степени успешно справлялись как с точно воспроизведенными аранжировками старых песен, так и с современными интерпретациями, например, находя в «Рио-Рите» место для электрогитары.
Дойдя в своем повествовании до Великой Отечественной войны, Леонид Парфенов и «Мейделех» показали самый трогательный и странный свой номер. Музыкальной иллюстрацией к короткому монологу Парфенова на тему понятия «гетто» стала минорная, близкая к регги версия песни «Если с другом вышел в путь». На фоне инструментальной части песни журналист зачитал фрагменты «Письма матери» из романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Строки этого послания не могут оставить равнодушным никого, вне зависимости от контекста.
Затем повисла пауза, во время которой на экране шли кадры из советской глубинки вперемежку со Сталиным, а в динамиках звучали «Ландыши» и «А у нас во дворе» — песни из другой эпохи. Механизм парфеновского рассказа словно разладился, что-то пошло не так. Позже выяснилось, что пауза была антрактом, просто зрители не выходили из зала.
Вторая часть началась сразу с 1960-х, словно не было ни Победы, ни послевоенного возрождения. Стало ясно, что вместо хронологически выстроенного рассказа теперь будет просто концерт, в котором каждый из участников получит возможность продемонстрировать свои таланты в лучшем виде.
Оказалось, что девушки из трио «Мейделех» не только способны достоверно передать настроение эпохи одними только вокальными средствами, но и актерски состоятельны каждая в отдельности. Для сольных номеров они выбрали песни, которые давно выветрились из памяти и не были засвечены в громких эстрадных ретро-проектах. Марина Вульф очень смешно исполнила песню «Возможно» из репертуара Гелены Великановой, твист Александра Зацепина «Все равно ты будешь мой» прозвучал в исполнении Насти Шпиль, а Виктория Гиссен спела «Ты глядел на меня» Майи Кристалинской. В блоке песен «братских союзных республик» Леонид Парфенов надел кепку-аэродром и спел вместе с «Мейделех» старинный кавказский шлягер «Удивительная жизнь», причем взял на себя строчки на азербайджанском языке, а потом продекламировал «семплы» из «Кавказской пленницы» — «Или я ее веду в загс, или она меня ведет к прокурору» и т. п.
В этой части концерта стало окончательно ясно, что «Главные песни о старом» — идеальная программа для корпоративов, а также для того самого «чеса», только не по России, а по зарубежным территориям с густой постсоветской диаспорой. Леонид Парфенов и «Мейделех» правильно воздействуют на ностальгические рецепторы — находят нужные мелодии, но не копируют то, что многократно сделано до них. Мэш-ап «Косил Ясь конюшину» и «Highway To Hell» AC/DC выглядел более предсказуемо, но на публику подействовал магически. Дальше можно было уже петь что угодно.
Ближе к финалу трио «Мейделех» продемонстрировали самый широкий взгляд на ретро, сыграв вполне молодежный вариант песни «Пусть всегда будет солнце», а на бис приберегли рок-версию песни «И вновь продолжается бой». Если Егор Летов делал когда-то то же самое всерьез, касаясь глубоких струн русского подсознательного, то у «Мейделех» появилась довольно легкомысленная вещь, под которую, несомненно, следует «отрываться». «Главные песни о старом» начались как изящный просветительский проект с ироничными обертонами, а закончились полнейшим угаром. На премьере этот взгляд на музыку XX века приняли восторженно. Насколько такой симбиоз органичен на самом деле, можно будет понять, только если этот спектакль будут давать регулярно.