Россия и Сербия будут чаще встречаться
С Евросоюзом у Белграда возникли проблемы
Ключевым последствием завершившегося вчера визита главы российского МИДа Сергея Лаврова в Сербию станет значительная активизация контактов на высшем уровне между двумя странами. Новость об этом совпала с возникновением серьезных проблем в отношениях Белграда с ЕС: Хорватия заблокировала намечавшееся на вторник начало переговоров по одной из глав "дорожной карты" интеграции Сербии в Евросоюз. С подробностями — корреспондент "Ъ" на Балканах ГЕННАДИЙ СЫСОЕВ.
Завершившийся вчера двухдневный визит Сергея Лаврова в Белград должен был показать, в какой степени Сербия, взявшая курс на вступление в ЕС, готова ориентироваться в своей внешней политике на Россию. Судя по достигнутым договоренностям, Белград намерен расширять взаимодействие с Москвой.
21 декабря в Москву прибудет сербский премьер Александр Вучич. Он проведет переговоры с министром обороны РФ Сергеем Шойгу, главной темой которых станет поставка Сербии шести истребителей МиГ-29. Как сообщал ранее "Ъ" (см. "Ъ" от 12 декабря), предполагается, что уже бывшие в эксплуатации самолеты Белград получит бесплатно, оплатив лишь их ремонт. Эту информацию подтвердил после переговоров с Сергеем Лавровым его сербский коллега Ивица Дачич: "Это не покупка, а передача в дар. После визита нашего премьера в Москву Сербия значительно укрепит свою оборонную мощь".
Вслед за сербским премьером в Москву в начале будущего года отправится президент Томислав Николич. Хотя он регулярно посещает Россию, на сей раз визит будет официальным. Договоренность об этом была достигнута в ходе обеда президента Сербии с российским министром, которому господин Николич вручил орден Сербского флага I степени. Предстоящий визит в Москву будет для политика очень кстати: в апреле истекает срок его президентских полномочий, и поддержка со стороны РФ может помочь ему переизбраться на этот пост.
Хотя Сергей Лавров и постарался дистанцироваться от приписываемой Москве поддержки Томислава Николича, заверив, что Россия "не будет вмешиваться во внутренние дела Сербии", приглашение сербского президента в Москву в канун предстоящих выборов весьма показательно.
Наконец, по итогам переговоров в Белграде Сергей Лавров внес ясность и в вопрос о сроках несколько раз откладывавшегося визита в Сербию премьера РФ Дмитрия Медведева — он состоится в начале 2017 года. А Ивица Дачич пояснил, что тогда же будет рассмотрен вопрос о статусе российских сотрудников гуманитарного центра в Нише. Москва добивается для них дипломатической неприкосновенности — по аналогии с правами, которые имеют при перемещении по сербской территории представители НАТО. Белград же до сих пор откладывал принятие такого решения, опасаясь проблем в отношениях с Евросоюзом, который жестко противится наделению россиян в Нише дипломатическим статусом, считая это шагом к созданию там военной базы.
Впрочем, именно в дни визита Сергея Лаврова в Белград в отношениях Сербии с ЕС обнаружились серьезные проблемы. После встречи с российским министром Александр Вучич вылетел в Брюссель, чтобы присутствовать во вторник на межправительственной конференции, где планировалось начать переговоры об интеграции Сербии в ЕС сразу по трем областям. Однако в Брюсселе сербского премьера ждало разочарование: Хорватия заблокировала запуск переговоров по главе 26 (образование и культура). Господин Вучич даже не пытался скрыть свой гнев. "Сербия все время была терпелива, но сейчас мы будем говорить иначе",— бросил он и вернулся в Белград.
У Загреба две основные претензии к Белграду в области образования и культуры (глава 26). Хорваты требуют вернуть ценности Сербской православной церкви, вывезенные с хорватской территории во время войны 1990-х годов, а также обеспечить для хорватского национального меньшинства в Сербии преподавание на хорватском языке и по хорватским учебникам.
Сербские политики обрушились на Загреб с массой упреков. Однако источники "Ъ", близкие к хорватскому правительству, утверждают: власти страны вряд ли решились бы блокировать переговоры с Сербией, не имея на то по крайней мере молчаливого одобрения со стороны ведущих стран ЕС, в первую очередь Германии. Собеседники "Ъ" пояснили: эти страны "недовольны упорными попытками Белграда сидеть на двух стульях — европейском и российском — и его нежеланием следовать политике ЕС, куда Сербия декларативно стремится", поэтому "частичное блокирование переговоров — это сигнал Белграду, которому предстоит определиться в своей внешней политике".
Каким образом определится Сербия, станет яснее как раз по итогам визитов, договоренности о которых были достигнуты в ходе пребывания Сергея Лаврова в Белграде.