Сенаторы не хотят терять надбавку к пенсии
Они придумали, как сохранить себе социальные гарантии
Группа членов Совета федерации (СФ) во главе с председателем комитета по социальной политике Валерием Рязанским разработала законопроект, позволяющий сохранить надбавку к пенсии сенаторам, чей срок полномочий по техническим причинам не достиг пяти лет. Такой срок определяет новое пенсионное законодательство, вступающее в силу с 1 января 2017 года. Поправки обсудили во вторник на круглом столе комитета СФ по регламенту. Экс-депутат Госдумы Александр Москалец заявил, что, получив посты, все парламентарии хотят «переделать правила под себя». Господин Рязанский назвал его слова демагогией.
Открывая обсуждение, зампред комитета Сергей Попов сообщил, что «коллеги нащупали целый ряд юридических лакун, связанных с материально-техническим и пенсионным обеспечением» сенаторов и «предложили свои подходы с точки зрения правового регулирования». Валерий Рязанский еще на заседании СФ 28 сентября предложил «подумать, как эту лакуну заполнить решениями, которые не позволяли бы с момента вручения почетной грамоты (имелось в виду окончание полномочий члена СФ.— “Ъ”) отключать телефоны, лишать машины, возможности приобрести билет, чтобы уехать домой». Спикер Валентина Матвиенко тогда признала «несовершенство законодательства» и поручила комитетам СФ по регламенту и конституционному законодательству подготовить предложения по правке законодательства. Во вторник господин Рязанский рассказал, что совместно с сенаторами Светланой Горячевой, Еленой Бибиковой, Людмилой Кононовой и Людмилой Боковой подготовил поправки к закону «О статусе члена СФ и депутата Госдумы».
Как отмечается в пояснительной записке к проекту, в связи с принятием закона об увеличении пенсионного возраста для госслужащих (вступает в силу 1 января 2017 года; см. “Ъ” от 23 апреля), члены СФ и депутаты Госдумы имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости «только при условии исполнения ими полномочий в соответствующем качестве не менее пяти лет». Но сенаторы, представляющие законодательную власть, наделяются полномочиями «в течение месяца со дня первого заседания» заксобрания нового созыва, соответственно срок избранного члена СФ «сокращается на такой же срок». А члены СФ от исполнительной власти «вступают в должность после инаугурации» губернатора, «определение срока которой является предметом ведения субъекта». В результате «до необходимых пяти лет полномочий для получения права на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости может не хватать нескольких дней». Поэтому авторы предлагают определить срок полномочий сенатора как «период времени со дня вступления в должность» главы региона либо «со дня первого заседания» заксобрания до «дня вступления в силу решения о наделении полномочиями нового члена СФ». До истечения этого срока члену СФ нужно сохранить «условия транспортного, медицинского, бытового» обеспечения, в том числе «право и условия пользования служебным жилым помещением в городе Москве», полагает Валерий Рязанский.
С доводами сенаторов согласился Минтруд, не возражает против них и правовое управление президента, заверил господин Рязанский. Он пояснил “Ъ”, что законопроект может быть внесен в Госдуму в первой половине 2017 года. Размер доплаты к пенсии, по его словам, зависит от стажа сенатора и может быть существенным. «Максимальная пенсия со всеми надбавками достигает 68 тыс. руб. в месяц»,— сказал “Ъ” Валерий Рязанский.
Экс-депутат Госдумы, единоросс Александр Москалец назвал предложения сенаторов злоупотреблением законодательным правом. Он заметил, что, давая согласие на то, чтобы стать депутатом или сенатором, каждый человек предполагает «работать по тем правилам, которые сегодня действуют»: «Но, став им, он тут же говорит: эти правила неправильные, давайте их тут же переделаем под меня, они мне не дают каких-то преференций и так называемой защиты, пенсий и тому подобного». По подсчетам господина Москальца, закон «О статусе члена СФ и депутата Госдумы» меняли «около 50 раз», а закон «О порядке формирования СФ» — «раз восемь». «Александр Петрович, не надо демагогии»,— возразил Валерий Рязанский и напомнил господину Москальцу, что они вместе работали в Госдуме и он «из того же теста». По словам сенатора, он еще на стадии принятия изменений в пенсионное законодательство предлагал «оперативно внести поправку», но его убедили ее отложить.
Сергей Попов заметил, что дело не только в «денежном вопросе»: в поправках, по его словам, заложен фундаментальный «принцип непрерывности», когда полномочия одного сенатора продолжает исполнять другой член СФ. А Светлана Горячева добавила, что «давно заработала» все надбавки к пенсии и заботится не о себе: «Мы должны думать о тех людях, которые пришли сюда впервые и честно, добросовестно отработали. Они должны иметь такое же право, как и мы, на эту пенсию».