Общественная палата не учла довыборы в ОНК
В доклад о гражданском обществе вписали конфликт с президентским советом
В ежегодном докладе о состоянии гражданского общества в РФ, проект которого одобрен сегодня советом Общественной палаты (ОП), в главе об общественных наблюдательных комиссиях (ОНК) за соблюдением прав человека в местах лишения свободы нет упоминания о необходимости довыборов членов комиссий. Ранее о довыборах руководство ОП и президентского Совета по правам человека (СПЧ) договорилось, чтобы минимизировать последствия конфликта при формировании ОНК, в результате которого в комиссии не попали известные правозащитники. В среду на пленарном заседании ОП доклад должен быть утвержден.
В проекте доклада говорится о важности ОНК, необходимости выделить средства, например, на оплату транспортных расходов, признается наличие ситуаций, когда сотрудники правоохранительных органов препятствуют членам ОНК в проведении проверок, в том числе запрещая использовать средства видеофиксации. В проекте доклада дана оценка конфликту, который возник осенью при формировании ОНК. «Не все члены ОНК добросовестно подходят к добровольно взятым на себя общественным обязанностям»,— говорится в докладе. До 20% членов ОНК «крайне редко посещают места принудительного содержания, не принимают участия в работе заседаний комиссии», утверждается там. Невключение в состав ОНК ряда правозащитников объясняется «разными причинами», к примеру, что «не все гражданские активисты и правозащитники, в том числе ранее участвовавшие» в работе ОНК, «получили рекомендации» региональных палат.
В проекте доклада упоминается, что отдельные правозащитники, не включенные в состав ОНК, подали исковые заявления к совету ОП, требуя признать незаконным эти решения (“Ъ” сообщал об этом 8 ноября). Напомним, осенью совет ОП не направил в состав ОНК нескольких регионов ряд известных правозащитников, в том числе членов СПЧ Андрея Бабушкина, журналиста Елену Масюк и других. Кроме того, члены СПЧ обнаружили, что число мест в региональных ОНК сократилось: к примеру, в Санкт-Петербурге с 40 до 33, в Нижегородской области — с 38 до 21, в Краснодарском крае — с 37 до 27 и так далее (см. “Ъ” от 21 октября). СПЧ также выразил официальное несогласие с итогом отбора в ОНК, была создана совместная рабочая группа из представителей ОП и СПЧ, призванная снять конфликт.
«В Общественной палате считают неуместной излишнюю политизацию этого вопроса",— говорится в докладе. При этом в проекте нет никаких упоминаний о возможности проведения полноценных довыборов в ОНК, о чем была достигнута договоренность на двусторонних встречах между секретарем ОП Александром Бречаловым и главой СПЧ Михаилом Федотовым. В проекте доклада лишь зафиксировано, что «по результатам обсуждения прошедшей процедуры формирования ОНК в ОП были выработаны предложения по изменению численного состава ОНК в более чем 19 регионах».
На встрече СПЧ с президентом 8 декабря член совета Людмила Алексеева пожаловалась президенту Владимиру Путину, что секретарь ОП Александр Бречалов и глава комиссии ОП по ОНК Антон Цветков «сделали процедуру утверждения членов ОНК полностью закрытой, нарушив тем самым и закон об ОНК, и регламент Общественной палаты и ее совета». По словам госпожи Алексеевой, в результате «демонстративного пренебрежения законом за бортом остались правозащитники, рекомендованные в соответствии с законом правозащитными организациями».
«Я не могу членам Общественной палаты давать указания, но попрошу их, и здесь не будет никаких проблем,— заявил президент.— Проведем эту встречу (руководства СПЧ и ОП.— “Ъ”), и коллеги между собой обсудят». «И хочу вас заверить, что я сам стремлюсь к тому, чтобы члены этой комиссии были людьми, которые не формально, а по сути смотрят за тем, что происходит в пенитенциарной системе, какие там условия содержания, как они работают, как соблюдаются права тех людей, которые оказались в местах лишения свободы. Это просто мое внутреннее убеждение»,— сказал Владимир Путин.
Александр Бречалов осудил действия представителей СПЧ на встрече с президентом 8 декабря. «Представители СПЧ лгали президенту, что ОП разрушила институт ОНК»,— заявил он сегодня, выразив возмущение тезисом СПЧ о том, что ОП «далека от правозащитной деятельности». «Мы не отказываемся от донабора»,— сказал глава ОП. Но, по его словам, в докладе содержатся «системные» вещи, а не проблемы, «требующие немедленного реагирования». В то же время он признал, что совместная рабочая группа ОП и СПЧ «никак не дойдет до объявления приема заявок». «Когда меня спрашивают, будет ли донабор, я говорю: наверное, должен быть,— сказал Антон Цветков,— готовьте документы».