Стратегия стоимости
цикл
Высокая волатильность на рынке резко подешевевшего железорудного сырья стала для компаний сектора серьезным испытанием на прочность. Как показал опыт двух лет работы в условиях низких цен на руду, в числе сильнейших оказываются те, кто сделал ставку на вертикально интегрированный бизнес и уход в более глубокие переделы с получением продукции с высокой добавленной стоимостью.
Ни шагу назад
Долгосрочная стратегия развития "Металлоинвеста" предусматривает реализацию инвестиционных проектов, направленных на повышение эффективности производства, увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью, повышение качества продукции.
Например, запуск в 2010 году цеха отделки проката на ОЭМК позволил предприятию ежегодно получать 300 тыс. тонн высокомаржинальной продукции нового уровня качества. Расширить присутствие компании на рынке железорудного сырья с высокой добавленной стоимостью позволил ввод в эксплуатацию на Михайловском ГОКе обжиговой машины N3, обеспечившей прирост производства окатышей на 5 млн тонн.
Завершенная в 2008 году реконструкция стана-2800 на "Уральской стали" укрепила лидерские позиции предприятия на рынке стального листа, востребованного производителями труб, строительных и мостовых конструкций. Здесь же в 2014-2015 годах реализован комплекс проектов, направленных на увеличение мощностей по производству чугуна: строительство коксовой батареи и разливочной машины, модернизация доменной печи.
Интерес потребителей к продукции компании подогревает и текущая рыночная ситуация: в условиях роста цен на энергоносители металлурги нуждаются в высококачественном сырье
Наиболее высокомаржинальным металлургическим сырьем, производимым сегодня компанией, является горячебрикетированное железо. Это продукт, пользующийся устойчивым спросом металлургов даже в острые кризисные периоды и подтвердивший наименьшую волатильность по сравнению с другими видами продукции. Это обстоятельство обеспечило программе расширения производства ГБЖ ключевые позиции в инвестиционной стратегии "Металлоинвеста". Сегодня на Лебединском ГОКе завершается строительство третьей очереди завода по производству ГБЖ — ЦГБЖ-3, ввод которого в эксплуатацию увеличит производство данного вида продукции на 1,8 млн тонн. Строящийся сейчас цех станет одним из крупнейших в мире и укрепит лидирующие позиции компании в производстве товарного ГБЖ, где "Металлоинвест" уверенно удерживает первое место.
Моделирование судьбы
Начальник управления по работе с клиентами металлургии и горнодобывающей промышленности Sberbank CIB Ян Вейцман отмечает, что "Металлоинвест" своим примером доказывает состоятельность модели единой компании, создающей цепочку стоимости в горно-металлургической отрасли от железорудного сырья до высококачественной стали.
"Вертикально интегрированная структура позволяет обеспечить максимальный экономический эффект за счет переработки железорудного сырья до продукции высокой степени готовности,— говорит эксперт.— Вместе с тем ввиду цикличности отрасли вертикальная интеграция позволяет минимизировать затраты стального бизнеса в условиях низких цен на сырье и извлекать прибыль от продажи стали и сырья при благоприятной конъюнктуре".
Это в полной мере подтвердилось в 2015 году, когда отрасль испытала шок в результате снижения интереса к стали со стороны китайских потребителей и переизбытка ее предложения. Ставшая к тому времени привычной среднегодовая цена на ЖРС, которая превышала $100 за тонну, рухнула до $55,5. В конце 2015 года и в 2016-м цены приближались к $40 за тонну.
Аналитики Goldman Sachs тогда выступили с неутешительным прогнозом: к 2040 году китайский спрос на железную руду сократится вдвое на фоне общего сокращения производства и перехода на работу с металлоломом, а в 2017-2018 годах железная руда будет стоить в среднем $35 за тонну.
В таких условиях возможность предложить рынку металлургическую продукцию с высокой добавленной стоимостью обеспечила "Металлоинвесту" загрузку мощностей и за счет прибыли от экспорта позволила сохранить финансовую устойчивость.
Взгляд за горизонт планирования
"Металлоинвест" сейчас поставляет продукцию на все крупнейшие мировые рынки, а внутри страны ее потребителями являются практически все крупные металлургические компании.
Интерес потребителей к продукции компании подогревает и текущая рыночная ситуация: в условиях роста цен на энергоносители металлурги нуждаются в высококачественном сырье, использование которого позволяет сделать производство менее энергозатратным. Металлургами сегодня востребован концентрат повышенного качества, растет интерес к горячебрикетированному железу. Использование ГБЖ позволит металлургическим предприятиям частично заменить металлический лом, качество которого ухудшается, сырьем с малым содержанием примесей, обеспечив тем самым высокую эффективность производства. В условиях сокращения запасов лома использование ГБЖ становится также фактором сырьевой безопасности.
Уже сегодня существенная часть запланированного годового объема выпуска ГБЖ на ЦГБЖ законтрактована стратегическими российскими партнерами "Металлоинвеста" — ММК, ТМК и группой ЧТПЗ.
Долгосрочные контракты, подписанные в ноябре 2016 года с этими металлургическими предприятиями, стали первыми в истории компании подобного рода соглашениями о поставке ГБЖ российским потребителям. До недавнего времени компания до 90% производимого ГБЖ поставляла на экспорт. В соответствии с условиями контрактов с отечественными металлургами ценообразование будет осуществляться по формуле, опирающейся на рыночные индикативы стоимости металлургического сырья на мировом и российском рынках.
На полном самообеспечении
Главным конкурентным преимуществом "Металлоинвеста" является эффективное развитие в качестве вертикально интегрированной горно-металлургической компании.
Его бизнес-модель построена на наличии собственной высококачественной ресурсной базы, переработке основного объема добываемой железной руды в продукцию с высокой добавленной стоимостью и естественных конкурентных преимуществах — эти факторы позволяют сохранять одни из самых низких показателей себестоимости окатышеи? и ГБЖ в мире.
Главный аналитик Промсвязьбанка Игорь Нуждин считает, что "Металлоинвест" выбрал правильную стратегию, связанную с углублением передела своей основной продукции — железной руды: "С учетом тех объемов железной руды, которые добывает компания и поставляет в качестве конечного продукта (прежде всего концентрата и окатышей), развитие маржинального продукта в своей основной сфере — более логичный путь. Тем более что здесь компания вступает в конкурентную борьбу с другим сырьем для выплавки стали — ломом черных металлов, расширяя потенциальную базу клиентов за счет электрометаллургов, для которых лом — это основное сырье".
Дмитрий Баранов из УК "Финам Менеджмент" указывает на то, что "Металлоинвест" мало зависит от сторонних поставщиков, работает на разных рынках и готов предлагать потребителям разные виды качественной продукции по привлекательным ценам. Все это, уверен эксперт, позволит "Металлоинвесту" в перспективе генерировать неплохую выручку и будет способствовать дальнейшему увеличению его стоимости.
В самом "Металлоинвесте" в будущее смотрят с оптимизмом. "В 2017 году нам предстоит завершение ключевого инвестиционного проекта — ЦГБЖ N3 на ЛГОКе. Это будет одна из крупнейших в мире установок по производству ГБЖ мощностью 1,8 млн тонн в год, что позволит компании уже в следующем году укрепить свои лидирующие позиции на мировом рынке металлизованного сырья",— говорит генеральный директор "Металлоинвеста" Андрей Варичев.
Топ-менеджер добавляет, что параллельно компания намерена реализовать и ряд других инвестиционных проектов, направленных на повышение качества и сортамента стальной продукции. И это наряду с правильно выстроенной бизнес-моделью и уникальной структурой активов позволит "Металлоинвесту" сохранить устойчивость, несмотря на неблагоприятную рыночную конъюнктуру и макроэкономические сложности.