Тише едешь
Часто ли разочарованные потребители добиваются выплат от компаний
Tesla выплатит компенсации за медленный разгон автомобилей. Компания согласилась возместить ущерб 126 норвежцам, которые обвинили производителя в том, что одна из моделей не набирает определенную скорость за заявленное в характеристиках время. Часто ли в России разочарованные потребители добиваются выплат, выясняли Яна Лубнина и Яна Пашаева.
Норвежские водители получат от Tesla по $8 тыс. Это компенсация за то, что их автомобили Model S P85D не разгоняются до 100 км/ч за три секунды. В иске пострадавшие требовали от компании вдвое больше денег. Но та решила не доводить дело до суда, и стороны пришли к мировому соглашению. В России покупателю практически невозможно урегулировать спор с производителем в досудебном порядке, особенно если речь идет об автомобильных компаниях, отметил адвокат общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Алишер Захидов.
"Я не знаю ни одного бренда, который бы повернулся лицом к потребителям в России и признавал бы свои технические дефекты, неправильно поданную информацию. Все дела решаются через суды и в ситуации, когда один потребитель доказывает свою правоту, хотя по закону вообще не обязан ничего доказывать", — сказал Захидов.
Впрочем, российский закон о защите прав потребителей считается одним из самых гуманных в мире. По оценкам экспертов, около 80% обращений в суд удовлетворяется. В прошлом году, например, житель Красноярска смог добиться компенсации за неисправный автомобиль BMW. Он попытался сдать машину в салон из-за того, что она недостаточно обогревалась. Водителю отказались возвращать деньги. В итоге суд постановил возместить истцу полную стоимость машины — более 2 млн руб., а также 700 тыс. штрафа за то, что салон не пошел ему навстречу добровольно.
Коллективные иски, которых так боятся европейские и американские корпорации, пока в России не освоены. Потребители имеют на них право, но они не понимают, как правильно организоваться, пояснил партнер юридической фирмы "Юст" Александр Боломатов.
"Пока у нас, может быть, уровень возможностей объединиться гражданам достаточно слабый. Все, кто присутствовал на каком-нибудь собрании, видят, что часто такого рода собрания становятся приютом жуликов и мошенников, которые обманывают и потребителей, и производителей. В то же время это довольно мощный инструмент. Я думаю, что со временем такой институт у нас может получить свое развитие", — считает Боломатов.
Нередко компаниям приходится вносить глобальные изменения в свою работу из-за жалоб потребителей. В этом году пассажирка Галина Кормилицына заставила компанию S7 усовершенствовать правила провоза багажа. Перед этим женщину обязали оплатить провоз одного чемодана весом 27 кг, хотя она летела с двумя детьми. В компании аргументировали это тем, что один пассажир может перевозить безвозмездно не больше 10 кг. Но суд обязал авиакомпанию делать исключения для членов семей и объединять нормы бесплатного провоза багажа. Иногда компаниям приходится идти на самые необычные шаги, чтобы избежать исков, рассказал адвокат Юрий Николаев.
"Живой пример — появление в инструкциях об использовании СВЧ запрета на просушку там котят. Есть очень интересное дело, когда владелица кошки засунула свое животное в СВЧ, та, естественно, умерла, а потом она предъявила иск, говоря о том, что в инструкции не было такого запрета", — сообщил Николаев.
Легендарный случай, когда компании пришлось изменить собственные стандарты после жалобы покупателя, произошел в 90-х в США. Женщина отсудила у McDonalds полмиллиона долларов за пролитый на себя горячий кофе. Так появилась надпись "Осторожно, горячо".
В России нестандартных исков против компаний по аналогии с Западом подается не так много. В 2005 году москвичка пыталась отсудить у "Макдоналдс" 1 млн руб. из-за того, что тугая дверь в ресторане опрокинула горячий кофе с ее подноса, и она обожглась. Впоследствии женщина отозвала иск, не назвав причину.