Минэкономики отправит покупателей госимущества к продавцам
И отнимет часть доходов у операторов госзакупок
Минэкономики предлагает пересмотреть процедуры приватизации и финансирования госзакупок. Часть полномочий Федерального казначейства и Росимущества при приватизации ведомство предлагает передать 23 инвестбанкам. Кроме того, в Минэкономики вернулись к идее реформировать систему госзакупок и закупок госкомпаний: там предлагают перенести взносы участников закупок с электронных площадок на спецсчета в банках — но ФАС такие предложения не поддерживает.
Приватизацию госимущества вместо Росимущества и Федерального казначейства должны организовывать инвестконсультанты, говорится в поправках Минэкономики, размещенных во вторник для общественного обсуждения. Они уточняют порядок приватизации на аукционах, в электронной форме или через публичное предложение. Сейчас участник торгов должен перечислить задаток в 20% начальной цены имущества в местное управление Федерального казначейства (подведомственно Минфину), которое сообщает об этом в Росимущество (подведомственное Минэкономики), при этом оба ведомства взаимодействуют с компанией--агентом по приватизации.
Следует передать функции продавца компаниям--операторам приватизации, а задаток перечислять в банки, аккредитованные ЦБ для работы со "стратегическими компаниями", говорится в проекте Минэкономики. Агентами приватизации могут стать банки, перечисленные в распоряжении правительства N1874-р,— сейчас их 23. Среди них в приватизации "средних масштабов" чаще всего участвуют "ВЭБ Капитал", "ВТБ Капитал", Газпромбанк, Сбербанк КИБ, "Российский аукционный дом", реже — Альфа-банк и "Ренессанс Брокер". Как пояснили "Ъ" участники рынка, новая конфигурация позволит инвестконсультантам, заинтересованным в максимальной цене продажи активов, избежать ситуаций, когда участники торгов встречаются в двух ведомствах и договариваются, кто и как "выиграет" конкурс. Разработчики же отмечают, что чиновники не несут ответственности за задержки и нестыковки — и бывает, что участники торгов перечисляют средства не на тот счет и не успевают исправить ошибку, а задатки им возвращают не вовремя.
Как полагают в "Российском аукционном доме", новации позволят поддержать банки и уравнять претендентов на имущество. Однако у федерального чиновника, знакомого с организацией торгов, идеи Минэкономики вызывают сомнение: коррупционные риски перекладываются на сотрудников банка-агента (они также могут рассказать заявителям о других участниках торгов), что создаст почву для сговора.
Власти рассчитывают на рост доходов от приватизации в 2017-2019 годах. В Минфине оценивают поступления в 300 млрд руб. в год, в прогнозном плане приватизации на 2017 год запланировано 138 млрд руб., но дискуссии продолжаются (см. "Ъ" от 14 декабря). От малой приватизации бюджет ждет в 2017 году 18 млрд руб. и по 13 млрд руб. в следующие два года — но и это как минимум вдвое больше поступлений 2015 года (7,2 млрд руб.). В последнее время Минэкономики выступало с несколькими идеями по упрощению продаж госимущества: официальным источником информации стал сайт torgi.gov.ru, а законопроект об организованных торгах проходит межведомственное согласование.
Также, как стало известно "Ъ", сейчас на согласовании находится и симметричная инициатива Минэкономики по передаче средств участников закупок со счетов электронных торговых площадок (операторов госзаказа) на спецсчета в банках. Письмо с такими предложениями (есть у "Ъ") направил в ЦБ замглавы Минэкономики Евгений Елин. В ведомстве считают необходимым не допустить неосновательного обогащения операторов торгов. По идее Минэкономики, доход операторов электронных площадок должен формироваться за счет фиксированной платы, взимаемой за каждую процедуру торгов. Это предложение, впрочем, не поддерживает ФАС — там полагают, что финальное решение должны принять в Белом доме.