Дорожные манеры
Татарстан предлагает ужесточить наказание для агрессивных водителей
Президент Татарстана Рустам Минниханов поручил Госсовету подготовить законопроект с «самыми жесткими мерами» в отношении агрессивных водителей. Как считает глава республики, предложенные правительством РФ штрафы в 5 тыс. руб. не остановят от нарушений золотую молодежь и бизнесменов. Он предложил использовать опыт других стран, где за опасное вождение можно угодить в тюрьму. В Госсовете Татарстана полагают, что «за опасное вождение жалеть никого не надо». Автовладельцы считают, что опасное вождение будет сложно выявляемым нарушением, а потому предложенные меры будут действовать лишь «как психологический момент».
Вчера президент Татарстана Рустам Минниханов призвал депутатов Госсовета подготовить законодательную инициативу по ужесточению наказания за опасное вождение. С таким предложением он выступил на совместном заседании регионального Кабмина и коллегии МВД по республике. Сейчас в Госдуме находится законопроект правительства РФ, согласно которому штраф за опасное вождение может составить 5 тыс. руб. По словам Рустама Минниханова, это недостаточное наказание. «Ну что такое 5 тыс. руб.? Для многих это не смертельно»,— сказал он. Президент считает, что «молодежь золотая, успешные бизнесмены могут себе позволять эти правонарушения».
Рустам Минниханов обратился к депутатам: «Мы должны выйти с инициативой, примут–не примут, но другого рецепта у нас нет». «Как иначе бороться с этими пьяницами? Как бороться с агрессивными водителями? Только самые жесткие меры!»,— возмутился глава республики. Он полагает, что «человек на машине может сделать больше ущерба, чем выстрел из ружья», «это преступник, он потенциально опасный». Предложения по ужесточению законодательства Госсовет направит в Госдуму. Кроме того, Кабмин республики обратится с аналогичными предложениями в правительство России, отметил Рустам Минниханов.
Напомним, термин «опасное вождение» был введен в Правила дорожного движения в июне этого года по поручению премьер-министра России Дмитрия Медведева в рамках борьбы с агрессивными водителями, на которых не действует обычное наказание. Под опасным вождением, как ранее рассказывал „Ъ-Казань“, понимается «неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом» действий: отказ уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимущественным правом проезда; перестроение при интенсивном движении на всех занятых полосах; несоблюдение безопасной дистанции, бокового интервала, необоснованное резкое торможение и препятствование обгону. За эти нарушения уже действуют штрафы в размере от 500 до 1,5 тыс. руб., но поскольку опасное вождение — совокупность сразу нескольких деяний, штраф за него должен быть выше, считают в МВД.
В ГИБДД планируют, что доказательством деяния будет видеозапись, сделанная инспектором или бдительным гражданином. Позже для этих целей Минкомсвязи выпустит специально мобильное приложение. В Татарстане уже запущено мобильное приложение «Народный инспектор». В этом году с его помощью было выявлено 86 тыс. нарушений, сообщил Рустам Минниханов.
Конкретного размера штрафа за опасное вождение, который бы устроил руководство Татарстана, господин Минниханов вчера не назвал. Однако он привел в пример Великобританию, где, по его словам, за подобные нарушения может грозить даже «тюремный срок до пяти лет». «В 11 штатах США — штраф от $500 до $2,5 тыс. и тюремный срок до шести месяцев. В Австралии — штраф в $5,5 тыс. и лишение прав на три-пять лет. В Германии штраф €250 и лишение водительских прав на три месяца. Вы знаете, сколько это €250?»,— сказал глава республики.
В Госсовете предложение Рустама Минниханова поддержали. Зампред парламентского комитета по законности и правопорядку Рафил Нугуманов рассказал „Ъ“, что законопроект будут готовить Кабмин и МВД по республике, после чего он поступит в Госсовет, который внесет проект в Думу РФ. Господин Нугуманов также пока не знает, насколько серьезное наказание может предложить республика. «Я считаю, что за опасное вождение жалеть никого не надо. На кону человеческие судьбы»,— сказал депутат.
Вместе с тем в Федерации автовладельцев России считают, что вопрос необходимо ставить не об ужесточении наказания за опасное вождение, а о том, как выявлять такое правонарушение. «Отправлять в ГИБДД записи с видеорегистратора — сейчас это очень сложная процедура, а силами самих ГИБДД не справиться. Да, есть стиль опасного вождения, но нарушение происходит во время движения. Для этого нужны скрытые патрули»,— говорит татарстанский представитель организации Рамиль Хайруллин. Он отмечает, что многие водители «не представляют, как это будет работать». «Можно и ужесточить наказание, но у многих ощущение, что этот закон будет действовать только как психологический момент»,— заключил господин Хайруллин.