"Ощущение, что Михалков хочет быть полезным власти, но не знает как"
Скандал вокруг "Ельцин-центра", поднятый Никитой Михалковым, вовлек в свою орбиту неожиданно много людей. И, самое главное, он ударил не столько по престижу исторической институции и первого российского президента, сколько по и так не безупречной репутации режиссера и бизнесмена. Своим мнением об этом поделился журналист Виктор Лошак.
На месте Михалкова можно приуныть. Давно уже никого в общественном пространстве не оценивали с таким унизительным пренебрежением. Любимая страной Наина Иосифовна Ельцина назвала режиссера "лжецом", первый зампред Совета федерации заметил, что 20 лет назад Михалков был сторонником Ельцина, а сейчас "освоил ремесло изгнания бесов", губернатор Свердловской области в ответ на все обличения "бесогона" написал, что именно в "Ельцин-центре" "страницы истории показаны во всем их драматизме и противоречивости". Наконец, руководитель Фонда первого президента просто отмахнулся от Никиты Сергеевича: "Спорить здесь не о чем, ему просто нужно дать денег и много, чтобы он отстал".
Что происходит с бывшим кумиром миллионов? Ощущение, что Михалков хочет быть полезным власти, но не знает как. Неужели потерял свой главный талант? Вот и в прошлый раз выскочил на публичную площадку, чтобы опровергнуть Константина Райкина, мол, нет цензуры, а хочешь свой театр и госфинансирование — терпи. Но никто его не услышал, не погладил, и даже по звучности высказывания он тогда проиграл мотоциклисту Хирургу. Хотя методологически, а не просто по взглядам, мотоциклист и режиссер оказались просто братьями: Михалков заклеймил "Ельцин-центр", даже не побывав в нем, а Хирург, может быть, и ходил когда-нибудь в театр, но на спектаклях поносимого им режиссера никогда не был.
И вообще интересно, как бы заговорил "бесогон", если бы нашелся кинокритик, заявляющий, что его фильм — это "инъекция разрушения национального сознания", но знает он об этом из радиопередачи, а сам кино не смотрел? Есть предположение, что это разбазаривание Михалковым репутации — просто хитрый заход на бюджетное финансирование собственного исторического проекта. Он ведь озвучил мечту создать курортно-просветительский кластер "Цитадель" на месте съемок своего фильма. Хорош, конечно, курорт! Но зачем так сложно и вопреки данным наследниками Ельцина на посту президента, Путиным и Медведевым, оценкам музея в Екатеринбурге?
Сегодняшняя деятельность Михалкова — это будто дела нескольких разных людей: бизнесмена, защитника культуры, режиссера, охранителя авторских прав и нравственности… Эти люди с одной и той же физиономией порой противоречат и даже не доверяют друг другу. "Бесогон", например, защищает народ от страшного западного влияния, а тосканский винодел, о чем рассказывают меню на бортах "Аэрофлота", день и ночь трудится на прекрасных холмах Италии, чтобы вырастить виноград для поставляемого на родину вина, которое он и назвал в честь одного из своих лучших фильмов. В 1996 году Михалков был одним из самых ярких и убедительных пропагандистов Ельцина, а в 2016-м оказался одним из самых ядовитых критиков его памяти. Об этом, кстати, должны помнить те, кто так охотно используют Никиту Сергеевича в собственных предвыборных кампаниях.
Политическая почва крайне опасна. И не только тем, что засасывает. Даже уважаемые люди нередко, ступив на нее, становятся смешны. Многие уже обратили внимание на антураж еженедельной телепередачи режиссера: сидит он на фоне иконы и телефонов правительственной связи. Кажется, сейчас снимет трубку, позвонит Самому, и оттуда за него заступятся. Но что делать с репутацией?