Валютная торговля при новом курсе

Как форекс-компании пережили год без работы

Более 20 лет рынок форекс — розничной электронной торговли валютными парами — в России был предоставлен сам себе. Благодаря этому бизнес был хотя и суперприбыльным для форекс-дилеров, но имел репутацию маргинального. Стремление повысить статус рынка сыграло с форекс-компаниями злую шутку: вступившие в силу 1 января 2016 года жесткие поправки в законодательство фактически лишили их возможности легально работать в российской юрисдикции. "Ъ" выяснил, как рынок прожил почти год при новом регулировании и на что рассчитывает в будущем.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Исход нерезидентов

Организация торговли на рынке форекс на протяжении двух десятков лет в России была "золотым" бизнесом. Практически неисчерпаемая клиентская база плюс отсутствие регулирования позволяли участникам этого рынка зарабатывать фантастические деньги. По оценкам "Интерфакс РЭА", у форекс-дилеров в России в 2015 году насчитывалось около 460 тыс. клиентов--физических лиц, каждый в среднем держал на депозитах в форекс-компании около $1 тыс. При этом совокупный среднемесячный оборот форекс-компаний в том же году согласно тому же "Интерфакс РЭА" составил около $330 млрд. Столь внушительный оборот дилеров объясняется, прежде всего, распространенной практикой фактически одалживать клиентам средства для торговли (предоставлять кредитное плечо) и высокой частотой торговых операций.

Однако отсутствие регулирования (даже понятие "форекс-дилер" было введено в российское законодательство лишь в 2014 году), многочисленные жалобы клиентов на непрозрачность условий валютной торговли, непонятные перспективы разбирательств с компаниями, зарегистрированными вне российской юрисдикции в итоге стали причиной того, что репутация рынка сильно испортилась. До такой степени, что крупнейшие игроки сами попросились в легальное поле — чтобы придать своему бизнесу законный статус участников финансового рынка. Впервые об этом заговорили в 2012 году: тогда представители нескольких компаний написали письмо с предложениями по части создания законодательной базы для регулирования рынка форекс в Минфин.

Базовый закон о форекс-дилерах (фактически группа поправок к законам "О рынке ценных бумаг", "О рекламе", "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и к Налоговому кодексу) был принят в конце 2014 года, основные положения вступили в силу с 1 января 2016-го. Но, вопреки ожиданиям, событие это никого не обрадовало. Требования закона оказались жесткими до такой степени, что для многих участников рынка всерьез встал вопрос: пытаться ли продолжать дальше вести бизнес в России. Представителей сообщества не устроило все — минимальный объем собственного капитала (100 млн руб.); максимальный размер кредитного плеча (1 к 50); правило о том, что дилер, заключив сделку с клиентом, не имеет права предоставлять другим клиентам цену, отличную от предыдущей, в течение 5 сек., и др.

Правда, несмотря на активный протест, в итоге официально покинули рынок единицы участников. Так, 28 декабря 2015 года о приостановке деятельности в России заявил эстонский форекс-брокер Admiral Markets. В июне 2016 года был закрыт московский офис крупного датского брокера Saxobank. По словам его бывших сотрудников, вопрос о переходе "дочки" в российскую юрисдикцию (как этого требует новый закон) даже не рассматривался. Интересно, что, по словам собеседников "Ъ", российских клиентов компания не потеряла. Более того, приток клиентов из России в 2016 году остался на уровне предыдущих лет.

Впрочем, эту ситуацию трудно назвать уникальной. Большинство международных дилеров продолжило обслуживать российских физлиц через зарегистрированные в зарубежных юрисдикциях компании. Еще в ноябре 2015 года зампред ЦБ Владимир Чистюхин сообщал, что жалобы российских потребителей на форекс-компании из иностранных юрисдикций будут рассматриваться через призму ст. 1212 Гражданского кодекса РФ. То есть сделки россиян с компаниями-нерезидентами, повлекшие за собой нарушение прав потребителя, могут быть по суду признаны ничтожными. Однако оценить уровень судебной защиты в таких случаях пока не представляется возможным — судебная практика не успела сформироваться. В начале декабря, выступая на онлайн-конференции перед брокерами, первый зампред ЦБ Сергей Швецов отметил, что готового решения проблемы иностранных юридических лиц пока не существует. По данным ЦБ, в 2015 году в Банк России поступило 236 клиентских жалоб на форекс-компании, зарегистрированные в иностранных юрисдикциях, в течение 2016 года — 210 жалоб.

Уборка "кухонь"

Отдельная тема — так называемые кухни, нелегальные торговые площадки без прямого выхода на валютную биржу, операции на которых производятся только между самими участниками торгов. "Кухня" может сама выступать партнером в сделке. И это почти гарантированно приводит к проигрышу клиента — курс валют корректируется компанией в нужную ей сторону, кроме того, она имеет возможности создавать технические трудности для клиента при торговле. Обычно "кухни" регистрируются в офшорах и не имеют лицензий финансовых регуляторов. Не имеют они и офисов. Клиентов привлекают через интернет. Сколько таких нелегальных "кухонь" продолжает действовать в России после принятия закона, точно неизвестно. Официальной статистики на этот счет не существует. "По различным экспертным оценкам, на территории РФ осуществляют незаконную деятельность форекс-дилеров около 100 компаний, не считая хайп-проекты и финансовые пирамиды, которые появляются по стране десятками в месяц",— оценивают в ЦБ. При этом добавляя, что Банк России в настоящее время находится в процессе выработки возможных путей и механизмов борьбы с такими компаниями. Основные сложности, говорят в ЦБ, связаны с отсутствием у регулятора законодательно закрепленных полномочий по проверке деятельности неподнадзорных организаций, без проведения которой практически невозможно сделать однозначный вывод о незаконном осуществлении такой организацией деятельности, подлежащей лицензированию.

В апреле 2016 года несколько депутатов комитета по финансовому рынку Госдумы предложили внести поправки в действующее законодательство, которые наделяли бы ЦБ полномочиями решать вопрос о закрытии доступа к интернет-сайтам нелегальных иностранных форекс-компаний. По мысли авторов поправок, ЦБ должен получить возможность обращаться в Роскомнадзор с заявлением о включении таких сайтов в реестр запрещенных ресурсов. Однако поправки не были приняты и не вошли в окончательную версию закона. Но регулятор не теряет надежды. "У Банка России существует возможность только обращаться в суды с заявлениями о признании информации, запрещенной к распространению на территории РФ. На наш взгляд, наиболее эффективным является внесудебный порядок блокирования, который Банк России сейчас прорабатывает на уровне рассмотрения возможности внесения соответствующих изменений в законодательство",— отмечают в ЦБ.

Не вполне эффективным оказался и полный запрет на рекламу услуг нелицензированных форекс-компаний (см. рубрику "Цена вопроса" на этой странице). Для борьбы с распространением информации об услугах нелегальных иностранных форекс-дилеров ЦБ и ФАС обсуждают возможность внести изменения в закон "О рекламе", сообщили в пресс-службе мегарегулятора.

Шестеро смелых

Лидеры рынка форекс определились задолго до его законодательного оформления. По данным "Интерфакс РЭА" по итогам 2015 года на долю трех крупнейших форекс-дилеров приходилось 60% активных клиентов (278 тыс.) и 57% совокупного оборота ($189 млрд). Тройка лидеров по числу клиентов выглядела следующим образом: Alpari — 137 тыс. (29,5% рынка), Forex Club — 80 тыс. (17,2%), TeleTRADE — 61 тыс. (13,1%).

В соответствии с законодательством с 1 января 2016 года все российские участники рынка форекс, не получившие лицензию и не вступившие в саморегулируемую организацию, должны были приостановить свою деятельность. В течение года на легальном поле появилось всего шесть игроков — компании "Форекс клуб", "Трастфорекс", "Телетрейд Групп", "Финам Форекс", "ВТБ 24 Форекс" и "Альпари Форекс". Всего, по данным ЦБ, на лицензию форекс-дилера претендовали десять компаний, четырем из них было отказано. Причины — несоответствие документов требованиям законодательства; наличие в них недостоверной информации; несоответствие руководителя требованиям к деловой репутации; недостаточный объем собственных средств; а также нарушения требований к программно-техническим средствам. По словам главы Ассоциации форекс-дилеров Евгения Машарова, в ближайшей перспективе на рынке не появится больше десяти участников с учетом уже выданных лицензий. "Этого числа компаний вполне достаточно, чтобы отстроить регулируемый рынок и вытеснить недобросовестных участников",— считает он.

Однако до сих пор рынок остается в замороженном состоянии и будет находиться в нем до одобрения регулятором базовых стандартов деятельности. Нормативный акт, определяющий требования к таким стандартам, был опубликован на сайте ЦБ в ноябре 2016 года. Экспертные оценки сроков возможного запуска рынка очень разнятся — от января до октября 2017 года. Впрочем, сколько новоиспеченные форекс-дилеры смогут проработать при текущем регулировании, еще вопрос. Поскольку многие нормы закона, по мнению экспертов рынка, неисполнимы и будут блокировать любые попытки деятельности на легальном поле (см. интервью с председателем независимой финансовой комиссии FinaCom Plc Петром Татарниковым на этой странице).

Мария Сарычева

Вся лента