Решение въезда — в жизнь
Госдума в первом чтении разрешила вводить новые ограничения для автомобилистов
Проект закона "Об организации дорожного движения" в пятницу принят Госдумой в первом чтении. Документ позволяет городским и муниципальным властям использовать разные ограничения для борьбы с пробками. Больше всего споров в парламенте вызвала норма, позволяющая вводить плату за проезд в отдельные городские районы. Власти Москвы и Санкт-Петербурга заявляют, что новым инструментом пользоваться не планируют. Эксперты уверены, что платный въезд в городах ждет россиян в 2018 году.
Принятый в первом чтении проект закона "Об организации дорожного движения" был внесен в Госдуму Минтрансом. Сегодня в России нет отдельного закона, в котором были бы закреплены общие принципы борьбы с заторами,— каждый субъект федерации это делает по-своему, поясняют в ведомстве. В новом законе этот пробел ликвидируется: описываются терминология, полномочия по организации дорожного движения, критерии ее эффективности. Самой спорной частью документа является норма, позволяющая субъектам федерации, муниципальным и городским властям использовать различные ограничения для регулирования трафика,— в частности, вводить плату за проезд в отдельные районы городов. Заместитель главы Минтранса Сергей Аристов пояснил, что подобный опыт уже есть у зарубежных стран: в ряде городов, в том числе в Лондоне, плата взимается при проезде в историческую часть города. Закон также позволяет вводить запрет для проезда машин с грязным выхлопом.
Все эти идеи содержались еще в концепции закона, которая была представлена Минтрансом в 2012 году. В 2014 году идею платного въезда в центр выдвинул департамент транспорта Москвы, что вызвало волну негодования со стороны населения. В итоге Москва от этой идеи отказалась.
Вчера в Думе законопроект подвергли критике. Глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев ("Единая Россия") заявил, что применение такой меры, как платный въезд, допустимо лишь в крупных городах, при этом решение должно приниматься после утверждения "комплексной транспортной схемы". В связи с этим, заявил он, законопроект нужно "серьезно доработать". Единоросс Александр Васильев также назвал документ сырым. Коммунист Юрий Синельщиков заметил, что предлагаемые ограничения противоречат конституционному праву свободно передвигаться по территории страны. "Может быть, хватит перекладывать на плечи автолюбителей неспособность исполнительной власти наполнять собственный бюджет? — возмущался вице-спикер от ЛДПР Игорь Лебедев.— Против платного въезда в города выйдут миллионы избирателей". "Последние копейки вытряхиваете, говорите: а еще дай за въезд,— поддержал его Олег Нилов ("Справедливая Россия").— Где зарплаты повышенные? Где индексация?" По словам господина Нилова, его фракция собирается оспорить закон в Конституционном суде после его принятия. Между тем по российскому праву обязательным для рассмотрения Конституционным судом служит запрос не менее 90 депутатов, поэтому обжаловать закон на деле справороссы, располагающие 23 мандатами, могут только в случае поддержки депутатов из других фракций. Господин Аристов в ответ на критику депутатов заявил, что Минтранс готов участвовать в доработке законопроекта ко второму чтению.
Власти крупных городов организовывать платный въезд пока не спешат. В департаменте транспорта Москвы "Ъ" заявили, что возможности интеллектуальной транспортной системы и платных парковок для регулирования трафика еще не исчерпаны, поэтому платный въезд городские власти не обсуждают. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга "Ъ" также рассказали, что пока платный въезд вводить не планируют. "Думаю, тональность разговора изменится к чемпионату мира по футболу 2018 года: тему ограничений снова поднимут, ссылаясь на безопасность, как в Сочи во время Олимпиады,— уверен координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов.— Только, в отличие от Сочи, после чемпионата платный въезд, если будет введен, останется навсегда".