Правила игры
упрощает Дмитрий Бутрин, заместитель главного редактора
Как предполагается, 21 декабря президиум Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам рассмотрит в окончательном виде паспорт реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД). Напомним, старшим должностным лицом в правительстве, отвечающим за эту реформу "проектного офиса", является министр по делам "Открытого правительства" Михаил Абызов. Мы довольно подробно освещаем в 2017 году работу по этому проекту, поэтому ничего радикально нового о будущей реформе КНД 21 декабря наши читатели уже не узнают. Некоторые новые подробности проекта — это сформулированные правила включения "кадрового лифта" для сотрудников госаппарата, которые будут хорошо вписываться в новые принципы КНД (этот механизм должен будет дополнять привязку их финансовых бонусов к оценке предотвращенных рисков), формирование общественно-делового совета в качестве консультативно-контрольной структуры при проекте во главе с руководителем РСПП Александром Шохиным. Кроме того, новой является идея "личного кабинета" объекта проверки — к 2018 году компания, которая является объектом проверки, будет хотя бы в теории иметь в нем помимо прочего доступ ко всем перечням обязательных требований, которым она должна соответствовать.
Впрочем, с нашей точки зрения, уже в этом году имеет смысл зафиксировать на следующий пункты планов реформы КНД, по которым компании могут судить, выходит или не выходит.
Согласно проекту паспорта реформы для "проектного офиса", в 2017 году все объекты по трем видам надзора — санитарно-эпидемиологическому, пожарному и в области связи — должны быть разделены по группам риска, и частота проверок на них должна зависеть от присвоенной группы. Также в 2017 году у инспекторов надзора как минимум по этим трем видам должны появиться "проверочные листы" — что-то вроде типовой анкеты для конкретной проверки, за границы которой в общем случае инспектор не выходит. Кроме того, в 2017 году проект реформы КНД предполагает кампанию по исключению из пяти самых массовых видов предпринимательской деятельности — розничная торговля, общепит, производство продуктов питания, операции с недвижимостью, пассажирские перевозки — неэффективных и избыточных надзорных требований. Наконец, все планы проверок 2018 года должны быть утверждены в 2017 году Генпрокуратурой в виде, соответствующем риск-ориентированному подходу для всех ведомств, участвующих в КНД.
Это небольшая часть того, что в 2017 году предполагается делать в рамках реформы. Зато проверяемая и поэтому критически важная. Группы риска в трех сферах надзора, сокращение требований по пяти видам бизнеса, чек-листы инспекторов и новая основа плана проверок на 2018 год. Если через год не выйдет с этими четырьмя пунктами, значит, ничего не выходит вообще, какие бы другие успехи ни были обнаружены.