Курс на "Южный"
Проект
Кольцо хаотично застроенных спальных районов смыкается вокруг Санкт-Петербурга и с каждым годом все сильнее "душит" город. Спасти положение может создание за пределами мегаполиса городов-спутников с собственными деловыми, научными и развлекательными центрами.
Строительство жилья на окраинах Санкт-Петербурга сейчас опережает темпы создания рабочих мест и инфраструктуры за пределами центра города. Вынужденная маятниковая миграция населения приводит к постоянному росту нагрузки на транспортную инфраструктуру и коммунальные службы города.
По мнению ректора Университета ИТМО Владимира Васильева, моноцентричные города — это тупиковый путь развития. "Невозможно говорить о комфортной жизни людей, если ежедневно они тратят на дорогу до работы больше часа своего времени (должно быть не более 20 минут). Полицентричные мегаполисы — это наше будущее. Строительство сети городов-спутников с собственными рабочими местами, развлекательными центрами и социальной инфраструктурой позволит улучшить качество жизни людей как в центре города, так и за его пределами", — считает эксперт. Владимир Васильев также отметил, что на базе небольших населенных пунктов гораздо проще реализовывать концепцию "умных городов", которая предполагает внедрение энергосберегающих технологий (например, изменение уровня уличного освещения в зависимости от сезона и времени суток), безотходную утилизацию мусора и использование высокотехнологичного общественного транспорта (скоростных легкорельсовых трамваев, беспилотных автобусов).
В городской администрации заверили, что работают над решением проблемы. Как рассказал вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин, сейчас разрабатываются Генеральный план развития города до 2043 года и Концепция совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и Ленобласти. Большое внимание в документах уделено вопросам застройки пригородов и создания городов-спутников. "Строительство на свободной территории имеет ряд преимуществ: более дешевая, чем в мегаполисе, земля, возможность стратегического планирования, создания целостных городских систем, оптимальное использование ландшафта, внедрение перспективных технологий строительства и инженерного оборудования. Проект "Южный" — это удачный пример решения сложной задачи интеграции нового образования в структуру города", — отметил Игорь Албин.
Назад в будущее
Строительство города-спутника "Южный", который реализует в Пушкинском районе ООО "УК "Старт Девелопмент"" Захара Смушкина, уже стало стратегическим направлением развития города. Как рассказали в компании, сейчас разрабатываются проекты планировки территории двух участков первой очереди "Южного" — 209 и 48 га. Реализация всего проекта займет около двадцати лет, а общий объем инвестиций составит 176 млрд рублей.
Для того чтобы "Южный" не превратился в очередной неблагополучный спальник, на его территории были введены ограничения высотной застройки (не более 33 м). ""Южный" станет территорией средне- и малоэтажной застройкой. Здесь не появятся высотки аналогичные тем, что выросли в Шушарах, Кудрово и Девяткино. Плотность населения будет в два раза ниже, чем в мегаполисе, а почти четверть территории займут зеленые насаждения. Мы хотим создать не очередной "спальник", а многофункциональный район, в котором люди смогут работать, жить и развлекаться. В первую очередь будут строиться учебные и производственные комплексы, деловые и научные центры, а количество жилья будет зависеть от потребностей занятых в них людей", — рассказал генеральный директор УК "Старт Девелопмент" Сергей Хромов.
Заранее решается и вопрос транспортной доступности города-спутника. Смольный провел конкурс на проектирование линии легкорельсового трамвая Пулково — Купчино с перспективой ее продления до "Южного". Также в непосредственной близости от места застройки будет проходить скоростная трасса Москва — Санкт-Петербург. Интересно, что "Южный" станет площадкой для тестирования технологий smart-city, которые администрация Санкт-Петербурга планирует внедрить на территории всего мегаполиса. В случае успеха в "Южном" инновации будет перенимать город.
Европейские мегаполисы перешли к полицентричной модели застройки еще 50-70 лет назад. В 1960-е годы началось строительство спутников во Франции. Города-спутники Большого Парижа сейчас стали полноценными городскими образованиями. Так, в городе Сержи Понтуаз площадью 2,3 тыс. га расположено 30 высших учебных заведений, в которых обучается 24 тыс. студентов. В городе 1,5 млн кв. м офисов и 260 тыс. кв. м торговых площадей, работает пять театров, десять спортивных залов и восемь бассейнов. "При проектировании "Южного" мы учли опыт такого спутника Парижа, как Марн-ля-Валле. В нем расположен масштабный научный парк, который связан со столицей железной дорогой", — рассказал Сергей Хромов.
Крупный научно-технологический кластер, аналог московского "Сколково", будет и центром притяжения "Южного". Здесь появятся научные центры, лаборатории, а ядром проекта будет новый кампус Университета ИТМО, включающий учебные здания, спорткомплекс, больницу и общежития. Проект получил название "Инноград науки и технологий". Комплекс займет 100 га земли, а общая стоимость проекта составит 20-30 млрд рублей.
По словам ректора Университета ИТМО, "Инноград" станет одним из драйверов развития не только города-спутника, но и всей южной части Петербурга. Комплекс создаст тысячи рабочих и учебных мест. В 2017 году пройдет международный конкурс на проектирование новой площадки университета, а в 2018 году планируется заложить первый камень. "Мы сможем создать за пределами города высокотехнологичные рабочие места, максимально роботизированные и отвечающие самым высоким стандартам", — отметил господин Васильев.
Еще одним амбициозным проектом на территории "Южного" должен стать музей частных коллекций, который планирует открыть председатель совета директоров УК "Старт Девелопмент" Захар Смушкин. В основу музея может лечь его собственная коллекция декоративно-прикладного искусства Японии, насчитывающая более 700 экспонатов.
Из центра на окраины
Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St. Petersburg, выделил три основных направления развивающейся "децентрализации" города — южное, восточное и северо-западное. "Все они будут связаны между собой, с центром города и с периферийными районами транспортным каркасом высокоскоростных магистралей", — рассказал аналитик. Обеспечить развитие новых территорий сможет Западный скоростной диаметр, а в перспективе и Восточный скоростной радиус. Уже сейчас в периферийных районах города появляются новые спортивные, культурные и деловые объекты (например, КВЦ "Экспофорум" и "Лахта-центр").
По мнению Александра Львовича, генерального директора Navis Development Group, перспективным направлением для строительства города-спутника будет Всеволожский район (15 км от КАД). "Девелоперы, приступая к реализации пригородных проектов, уже предлагают объекты коммерческой недвижимости не только для инфраструктурного наполнения проектов, но и для обеспечения занятости населения", — считает аналитик.
Однако, как отметил Михаил Ривлин, заместитель председателя правления "Охта Групп", создание сети городов-спутников не решит проблему уже построенных спальных районов. "Это скорее мера на будущее, которая поможет перераспределить трафик внутри города. Петербургу нужна единая стратегия развития. Такие документы, как Правила землепользования и застройки, должны создаваться в рамках какой-то единой концепции, а не хаотично. Нужны меры, которые приведут урбанистику города в порядок. И не только силами застройщиков", — считает он. Специалист добавил, что в реалиях действующего градостроительного законодательства сложно заниматься комплексным освоением территорий. "Если говорить о городах-спутниках, то у таких проектов должен быть мощный административный ресурс, который заинтересован в доведении дела до конца", — заключил Михаил Ривлин.
Аналитики также отмечают, что развитию города мешают не только депрессивные спальные районы, но и "серый пояс" промышленных зон. Андрей Косарев, генеральный директор компании Colliers International в Санкт-Петербурге, уверен, что город мог бы застраиваться гораздо быстрее, если бы чиновники не боялись отдать рабочие места и налоги своему "конкуренту" — области. При этом он отметил, что застройка промзон требует больших вложений и не решает проблему доступного жилья. "Поэтому комплексное развитие территорий вокруг Кольцевой автодороги неизбежно. Важно к этому вопросу подходить системно и не превращать их в гетто", — заключил Андрей Косарев.