Малыми средствами

Лизинг

Лизинговый рынок в 2016 году начал восстанавливаться. Наибольшими темпами растут программы для высокорисковых малых и средних предприятий.

Ближе к концу года оказалось, что прогнозы конца 2015 года о развитии рынка лизинга слишком пессимистичны. Сыграл свою роль отложенный спрос

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Агата Маринина

В 2015 году российский бизнес существенно пересмотрел свои инвестиционные планы, инструментом для реализации которых является лизинг. В результате итоги года оказались для отрасли неутешительными. Лизинговый рынок заметно сократился. "Оборудование зачастую приобреталось за рубежом. Но из-за падения курса предприятия уже не могли себе его позволить по новой стоимости и откладывали планы на более стабильное время", — рассказывает коммерческий директор ООО "Балтийский лизинг" Владимир Наймарк. По словам руководителя филиала ООО "ЮниКредит Лизинг" в Санкт-Петербурге Светланы Березиной, клиенты в целом стали более взвешенно относиться к инвестициям, просчитывать их эффективность и анализировать риски, связанные с колебаниями валютного курса, рефинансирования.

Переломный момент наступил в конце первого полугодия уходящего года. Зафиксированные показатели дали понять, что отрасль стала восстанавливаться. Ближе к концу года и вовсе оказалось, что прогнозы конца 2015 года слишком пессимистичны. Сыграл свою роль отложенный спрос.

Согласно предварительным итогам исследования RAEX ("Эксперт РА"), в российских масштабах объем нового бизнеса за девять месяцев 2016 года составил около 450 млрд рублей, что на 17% больше, чем годом ранее. "Столь существенный прирост связан с эффектом низкой базы прошлого года. Кроме того, постепенная стабилизация в экономике России привела к частичному восстановлению лизингового рынка, который годом ранее сократился на 26%", — поясняет младший директор по банковским рейтингам агентства RAEX ("Эксперт РА") Руслан Коршунов.

Сегмент грузовых и легковых автомобилей остается крупнейшим по объему нового бизнеса. По оценке RAEX, по итогам девяти месяцев 2016 года автосегмент вырос на 21%, а его доля на рынке составила около 38%. Значительный прирост в 64% показала строительная и дорожно-строительная техника, доля которой в объеме нового бизнеса за январь — сентябрь 2016 года составила около 8%. Сегмент сельскохозяйственной техники также продемонстрировал позитивную динамику: его доля на рынке выросла с 2 до 4%. Светлана Березина выделяет также экспортеров и производителей продуктов питания (молочное направление, хлебобулочные изделия), предприятия, занимающиеся лесозаготовкой и деревопереработкой (особенно имеющие экспортные контракты), фармацевтические компании, а также предприятия, работающие в некоторых отраслях машиностроения.

Сейчас по сравнению с 2015 годом на рынке наблюдаются позитивные тенденции. "За это время снизились ставки финансирования и были увеличены сроки лизинга", — отмечает директор Северо-Западного регионального филиала АО "Сбербанк Лизинг" Николай Кубликов.

Рост, который отрасль покажет в 2016 году, не позволит достигнуть максимальных объемов 2011 или 2013 годов. Согласно позитивному (базовому) прогнозу RAEX, объем нового бизнеса в 2016 году вырастет на 17% и составит около 640 млрд рублей.

В 2017 году прирост объемов нового бизнеса, по оценке Светланы Березиной, может составить 10-15% по сравнению с итогами 2016 года. С этим согласны и аналитики RAEX. В агентстве полагают, что слабая инвестиционная активность бизнеса ограничит прирост рынка в 2017 году в пределах 10-20%. "Позитивная динамика рынка продолжится в 2017 году благодаря дальнейшей стабилизации экономики. Лидером рынка по-прежнему будет автолизинг, а точками поддержки — железнодорожный и авиасегмент. В итоге объем нового бизнеса в следующем году, по прогнозу агентства, вырастет на 10-20% и составит 700-770 млрд рублей", — говорится в отчете агентства.

Вытянул рынок

Примечательно, что в этом году существенные изменения претерпела структура нового бизнеса. Традиционно более половины сделок приходилось на крупные компании, работающие в сфере авиации и железнодорожного транспорта, реализующие крупные инфраструктурные проекты. В 2016 году же новый бизнес в этом сегменте практически не демонстрировал рост. На его место пришел малый и средний бизнес. Именно эти предприятия и стали драйвером для восстановления рынка.

"В 2015 году российские банки, которые были весьма пессимистичны, практически полностью перестали кредитовать малый и средний бизнес. Доступ к средствам получали только крупные предприятия с кредитной историей и международными рейтингами. Небольшие компании могли рассчитывать только на локальные банки, многие из которых остались без лицензии. Спрос был, но банкам он был неинтересен. Для лизинговых компаний это стало шансом для роста. Важно было иметь программы, доступ к средствам и развитую филиальную сеть. Те, кто обладал этими тремя составляющими, получили доступ к сформированному отложенному спросу", — говорит Владимир Наймарк.

В результате сегмент малого и среднего бизнеса показал в 2016 году существенный рост. По данным агентства RAEX ("Эксперт РА"), в целом по России объем нового бизнеса с представителями таких компаний вырос на 29% за январь — сентябрь 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 270 млрд рублей. "В результате на сегмент малого и среднего бизнеса за девять месяцев 2016 года пришлось около 60% нового бизнеса", — констатирует Руслан Коршунов. По его мнению, росту способствовала именно активизация региональных сделок. В 2016 году лизинговые компании активизировали региональные продажи, которые существенно упали в прошлом году. Так, в территориальном распределении нового бизнеса за девять месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года все регионы, кроме столицы, показали прирост. Доли Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа (за исключением Петербурга) в новом бизнесе выросли на 4 и 2 п. п. (до 11 и 5%) соответственно.

Опираясь на потребности малого и среднего бизнеса, лизинговые компании развивают скоринговые программы. По словам Николая Кубликова, рынок планомерно движется к сокращению сроков рассмотрения сделок по розничным продуктам благодаря автоматизации бизнес-процессов и совершенствованию скоринговых программ.

"Таким клиентам даже не стоимость интересна, а сам доступ к средствам. Для них важна скорость принятия решения и минимальная оценка финансового положения. Исходя из этого и формируется скоринговая программа. Средняя ставка составляет 16-18% годовых. Это вполне посильно для предприятия с выручкой в 3-5 млн рублей в год", — говорит Владимир Наймарк.

Между тем предприятия малого и среднего бизнеса самыми любимыми клиентами лизинговых компаний не назовешь. Для этого сегмента характерен рассредоточенный риск. Величина сделок не так велика, а случаев банкротств гораздо больше. Но выбирать при нынешнем положении дел не приходится. К тому же малый бизнес понимает, что является высокорисковым, и готов на более высокие ставки.

Ставки сокращаются

Одна из характеристик лизингового рынка 2016 года — сокращение ставок, которые были резко повышены годом ранее. По оценкам специалистов компании "Балтийский лизинг", снижение ставок составило около 2%. Ставки зависят от категории заемщика, срока лизинга, суммы финансирования. По словам госпожи Березиной, самый распространенный срок финансирования — три года. На этот период в 2015 году ставки составляли 16-19% и выше. В этом году деньги давали под 13-16%. Для крупных заемщиков ставки начинались от 10%. По оценке госпожи Березиной, в следующем году существенных колебаний не стоит ожидать — снижение возможно в пределах 0,5-1,5%.

"Общее направление задает Центробанк. Но мы ощущаем, что банки "пересидели" на своих деньгах. Они долгое время занимали выжидательную позицию, сейчас она меняется. В 2015 году банки и слышать не хотели, чтобы прокредитовать даже лизинговую компанию с рейтингом и кредитной историей. Сейчас ситуация обратная — банки сами приходят. При этом условия по ставкам предлагаются на уровне начала 2014 года", — рассказывает Владимир Наймарк.

Светлана Березина обращает внимание, что условия лизинга зависят от ряда факторов — прежде всего от финансового положения компании и специфики актива. "Если предмет лизинга легко реализуем на вторичном рынке, то клиенту будут предложены более лояльные условия: небольшой аванс и длительный срок финансирования. В этом случае лизинговая компания исходит из того, что в случае банкротства клиента продать актив без существенных убытков будет проще. Если же актив уникальный, дорогостоящий и сложно демонтируемый — то клиенту, скорее всего, будет предложено внести более крупную сумму в качестве аванса, а также потребуются дополнительные документы для оценки финансового состояния компании", — рассказывает она. В целом, по мнению Светланы Березиной, лизинговые компании стали более аккуратными при структурировании сделок. Речь идет о тщательном анализе финансового состояния клиента, способности точно и в срок осуществлять лизинговые платежи, контрагентов. "В отличие от банковского кредитования, в лизинге очень важно понимать ликвидность и качество предмета лизинга, такой подход обусловлен теми негативными тенденциями, которые характерны для финансового рынка в целом", — подчеркивает она.

Тем не менее сейчас у клиентов есть возможность немного поторговаться. Предложить ставку и аванс ниже, чем у коллег, обязывает конкуренция, которая только обостряется на фоне узкой клиентской базы. Для лизинговых компаний же это означает повышение рисков. "Склонность к риску — одна из ключевых характеристик нынешнего рынка. Мы постоянно говорим, что необходимо работать осторожнее, но конкуренция вынуждает рисковать", — рассуждает Владимир Наймарк.

По мнению Светланы Березиной, рисковать склонны скорее небольшие лизинговые компании. Крупные же игроки, наоборот, более внимательно оценивают риски, а также очень пристально следят за уровнем просроченной дебиторской задолженности, а это напрямую связано с качеством заемщика, так как от этого зависит доступность банковского кредитования. "Можно нарастить объем нового бизнеса, но если при этом упадет качество портфеля, есть риск получить отказ в одобрении лимита со стороны финансирующего банка", — констатирует она.

По новым правилам

Одной из тем для активного обсуждения на лизинговом рынке в 2016 году стали изменения в законодательстве. С участием Министерства финансов и Банка России разрабатывается план реформы отрасли. В ближайшие годы изменения в нормативно-правовой базе скажутся на налогообложении, субсидировании и плане счетов в лизинге, а также приведут к созданию СРО на рынке. В RAEX адаптацию к регулятивным новациям называют ключевым испытанием для лизингодателей в ближайшие годы.

По словам директора Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА) Татьяны Поздняковой, отечественная лизинговая отрасль вступает в период глубокого реформирования. В 2016 году Банк России разработал концепцию и приступил к реализации реформы лизинговой отрасли. Главных постулата два: ввести контроль ЦБ РФ над лизинговой отраслью и создать СРО. Предполагается, что в 2017 году ЦБ РФ предпримет необходимые шаги по изменению нормативно-правовой базы лизинговой деятельности и отнесению лизинга к финансовому рынку, что сделает его подчиненным 223-ФЗ "О СРО в сфере финансового рынка". "Введение регулятивных мер Банком России и разрабатываемые изменения в законодательстве, с одной стороны, смогут повысить прозрачность рынка и его привлекательность для инвесторов, но с другой — потребуют серьезной перестройки работы от лизинговых компаний. В настоящий момент идет глубокий, всесторонний диалог отрасли с Банком России о выработке позиции по реформированию рынка", — говорит Татьяна Позднякова .

В RAEX подчеркивают, что ключевые направления реформы будут нацелены на повышение транспарентности и введение требований по контролю рисков. В ближайшие годы существенными новшествами, помимо появления СРО и совершенствования нормативно-правовой базы, станет переход с 2019 года компаний на отчетность по МСФО. Следующим же этапом может стать введение Банком России пруденциальных нормативов.

По словам Владимира Наймарка, лизинговые компании давно считали себя мини-банками и внутренне были готовы к тому, что Центробанк обратит на них внимание. "По сути, решение о создании СРО уже принято, но чтобы оно стало действовать, Госдуме в весеннюю сессию предстоит утвердить его законодательно", — добавляет он.

Надежда на государство

Реализацию своих планов на 2017 год лизинговые компании во многом связывают с программами господдержки и проектами с госучастием. Так, по прогнозам, в 2017 году, по мнению экспертов, может стабилизироваться и даже выйти в небольшой плюс сегмент железнодорожного транспорта. Драйвером станет продолжающаяся программа по обновлению подвижного состава. Кроме того, точкой поддержки для лизингового рынка станет авиализинг, на который позитивно повлияет господдержка аренды и лизинга российских самолетов. На следующий год также придется значительная часть работ по подготовке инфраструктурных объектов к ЧМ-2018, что подстегнет объем лизинга строительной техники.

По словам участников рынка, наращиванию объемов и в этом году способствовали государственные программы поддержки. Так, по мнению Николая Кубликова, положительная динамика в сегменте грузового и коммерческого транспорта обусловлена именно наличием эффективной программы субсидирования Министерства промышленности и торговли РФ. И развитие сегмента грузового транспорта будет зависеть напрямую от продолжения государственной поддержки отрасли. Хотя, по мнению Руслана Коршунова, несмотря на завершение госпрограммы по льготному автолизингу частичная реализация отложенного спроса может предотвратить сильное снижение объема лизинговых сделок с автомобилями.

"Эффективность программы Минпромторга по поддержке отечественных автопроизводителей, которая действует уже второй год, отчасти обусловлена тем, что она разрабатывалась при участии лизинговых компаний", — полагает Владимир Наймарк. Программа предусматривает компенсацию в размере 10% от стоимости лизингового имущества и дала, по оценке экспертов, участникам отрасли около 50 млрд рублей дополнительного спроса.

Владимир Наймарк считает перспективной программу Фонда развития промышленности, которая рассчитана на переоснащение отечественных предприятий. "Она уже запущена. Условия очень достойные. Пока она не получила должной оценки на рынке, но думаю, что в 2017 году это произойдет", — полагает он.

По словам Светланы Березиной, проекты с госучастием, если они будут, в определенной степени помогут оживить строительный рынок, но пока точной информации о выделенных на 2017 год суммах финансирования информации нет, сложно сказать, насколько сильное влияние они окажут.

Широкие горизонты

Участники рынка отмечают, что предел рынка уже не за горами. Для масштабного роста необходимо либо колоссальное изменение инвестиционной политики государства, либо освоение кардинально новых направлений. Одним из них является развитие рынка лизинговых услуг для физических лиц. На него уже сейчас обращают внимание, но драйвером роста на ближайшие годы пока не признают. Однако именно этот сегмент откроет для лизинговых компаний новые перспективы. На Западе крупнейшие компании наращивают портфель именно за счет такого рода продуктов, заключая до полумиллиона сделок в год. В России с физическими лицами работает всего несколько компаний. "Для распространения в России этого продукта необходимо, чтобы потребитель его понял. Речь идет об операционном лизинге, при котором взятое имущество необходимо будет вернуть. Пока россияне психологически не готовы к таким схемам. Мы все еще приобретаем вещи, чтобы иметь, а не пользоваться", — констатирует господин Наймарк.

Впрочем, при формировании лизингового рынка аналогичные сложности были и с популярными сегодня схемами. По словам экспертов, когда в 1990-е заключались первые сделки, мало кто воспринимал лизинг как эффективный инструмент. Но уже через шесть-семь лет не осталось ни одного директора предприятия, которому необходимо было объяснять, что такое лизинг.

"Мы в ближайшее время не будем заниматься лизингом для физлиц. Это очень рискованное направление, очень ресурсоемкое. Мы пока не готовы, возможно, подумаем об этом в перспективе ближайших года-двух", — рассказывает госпожа Березина.

В целом лизинговые компании строят амбициозные планы на следующий год. "Мы увеличиваем наши планы. Однако понимаем, что в нынешних условиях узкой клиентской базы на рост можем рассчитывать только при очень продуманных действиях", — отмечает Владимир Наймарк.

По словам Светланы Березиной, более уверенно себя чувствуют те лизинговые компании, которые имеют достаточный объем ликвидности, диверсифицированный портфель лояльных клиентов, а также умеют эффективно управлять портфелем в любой рыночной ситуации. Это могут быть как компании, аффилированные с банками, так и независимые лизинговые компании", — говорит она. Еще один немаловажный фактор — наличие большого объема просроченной дебиторской задолженности. "Небольшие лизинговые компании сегодня ведут себя менее активно — сказывается недостаток ликвидности. Если раньше такие компании находили своих клиентов, несмотря на то, что предоставляемое ими финансирование было дороже, в настоящее время далеко не все они чувствую себя уверенно: сказывается рост просроченной дебиторской задолженности, что не может не влиять на остальные показатели работы компании", — рассказывает она.

Вся лента