Три фактора роста
Конкуренция
В уходящем году рынок корпоративного кредитования наконец-то начал подавать признаки жизни. Быстрее всех адаптировался к кризису сектор среднего бизнеса. И, конечно, тут же обострилась борьба между банками за качественных клиентов. На новом витке конкуренции крупные и средние финансовые структуры потихоньку отбирают долю у небольших игроков. Все сходятся в главном: будущее рынка зависит от трех факторов — восстановления экономики, политики ЦБ РФ и внешнеэкономической политики в части санкций.
Пейзаж после битвы
В прошлом году малый и средний бизнес (МСБ) испытал настоящий шок. Ухудшение макроэкономической ситуации и резкое подорожание фондирования после повышения ЦБ ключевой ставки в декабре 2014 года практически парализовали кредитование этого сектора. Реакция последовала немедленно: многие банки в январе — феврале 2015 года прекратили выдавать займы средним и малым предприятиям.
Выжили только компании, сумевшие сократить расходы, провести оптимизацию и занять освободившиеся ниши. Пережить трудные времена им помогли программы МСП-банка, условия которых стали удобнее для банков-партнеров и клиентов, желающих получить льготное фондирование. В результате эксперты зафиксировали первые благоприятные сигналы.
«Впервые с конца 2014 года объем выдачи кредитов субъектам МСБ немного вырос по итогам второго квартала 2016 года (+2% по сравнению с показателями второго квартала 2015-го). В январе — июне объем кредитов, выданных банками, составил 2,4 трлн руб., что всего на 0,6% меньше результатов аналогичного периода 2015 года»,— сообщил директор по банковским рейтингам агентства RAEX Александр Сараев.
Однако результаты девяти месяцев 2016 года показали, что радоваться еще рано. Объем кредитов, выданных банками МСБ, по итогам третьего квартала 2016 года снизился на 10% по сравнению с выданными за аналогичный период прошлого года, а выдача с начала года сократилась на 4,1%. «Совокупный корпоративный портфель всех банков на 1 октября 2016 года составил 31 150,8 млрд руб. Для сравнения: на 1 октября 2015 года это были 31 747,8 млрд руб.»,— добавил аналитик.
Тем не менее участники рынка уже не столь пессимистичны, как год назад, и отмечают оживление спроса со стороны предпринимателей: объем кредитных заявок МСБ, полученных участниками исследования RAEX «Кредитование МСБ в России» за шесть месяцев 2016 года, в два раза превысил результаты первого полугодия 2015 года. Однако прирост в основном обеспечили предприятия со слабым финансовым «здоровьем», из-за чего доля одобренных заявок резко снизилась (23% в первом полугодии 2016-го против 34% годом ранее). Банки постепенно наращивают объем кредитования качественных заемщиков, потребность которых в заемных ресурсах растет, и при этом отказываются от выдачи кредитов предпринимателям с повышенным риск-профилем. А таких становится все больше.
Специалисты отметили активизацию лидеров корпоративного кредитования. Кризис они пережидали, финансируя крупный бизнес, а сейчас снова увидели перспективы в сегменте МСБ. За девять месяцев 2016 года объем кредитов, выданных крупными банками МСБ, вырос на 19% по сравнению с результатами девяти месяцев 2015-го, в то время как банки за пределами топ-30 продемонстрировали сокращение на 22%.
Человеческий фактор
Как считает исполнительный директор по работе со средними клиентами корпоративного бизнеса банка «Открытие» Марат Гареев, банки независимо от формы собственности стали уделять среднему бизнесу особое внимание. Возможно, частные банки проявляют чуть большую гибкость и оперативность в работе с компаниями.
В текущем году кредитование среднего бизнеса начало восстанавливаться. С первого квартала 2016 года растет количество заявок на установление кредитно-гарантийных лимитов. Это говорит о восстановлении предпринимательской инициативы. Согласно «Индексу Опоры RSBI», деловая активность средних компаний выше, чем малых, и по доступности финансирования, и по показателям бизнеса, особенно по объему продаж. Желание и возможности инвестировать в развитие у производителей заметно выше, чем у торговых предприятий и компаний из сферы услуг. Большинство заемщиков, которые активно пользуются господдержкой, в частности льготными займами по «Программе 6,5» (ставка для среднего бизнеса сегодня составляет 9,6%),— это именно средние производства, в том числе занимающиеся обработкой и рыбоводством. Производители продовольствия также выиграли от антисанкционных мер. Средний бизнес начинает расширять производство, обновляет оборудование. Но такие возможности есть далеко не у всех.
«Сегодня большинство банков начинают более серьезно оценивать свои риски, экономить и следить за рентабельностью. В этом контексте средний бизнес — это тот сегмент, в котором можно зарабатывать и на кредитах, и на других видах услуг, при этом вкладывая не так много собственного капитала. Кроме того, просрочка в этом сегменте не столь высока, и банки научились с ним работать»,— отметил старший вице-президент Росбанка Андрей Пастернак.
«Маржинальность бизнеса большинства компаний в этом году упала из-за снижения потребительского спроса. В итоге многие наши клиенты из среднего бизнеса перестроили финансовые модели и планы продаж, кредитную политику по отношению к заемному капиталу. Они адаптировались к экономической ситуации, поэтому в этом году у нас не было дефолтов»,— подчеркнул управляющий директор по корпоративной работе Абсолют-банка Максим Грошев.
Как признаются банкиры, отношения с качественными клиентами изменились. С одной стороны, банки стали более внимательны как к самим заемщикам, так и к экономическим показателям их бизнеса, залоговому обеспечению кредитов. С другой — отношения с топ-менеджментом компаний стали более доверительными, поскольку в трудные времена важно уметь договориться с партнером. Хотя только на одном доверии далеко не уедешь. Конкурентные преимущества получили участники программ МСП-банка, которые имеют возможность предложить качественным заемщикам более выгодные условия и ставки по займам.
Память потери
Ставки кредитования снижались на протяжении всего 2016 года, но не так заметно, как ключевая ставка ЦБ. По данным Банка России, средняя ставка по кредитам для МСБ сроком на год снизилась с 16,5% на начало года до 15,5% на 1 сентября. Средняя ставка по кредитам для корпоративных клиентов сроком на год снизилась с 13,4% на начало года до 12,2% на 1 сентября.
Как сообщила эксперт по кредитным продуктам Banki.ru Юлия Рыбакова, в текущем году наиболее популярными программами кредитования бизнеса у банков снова стали кредиты на пополнение оборотных средств. Также увеличилось количество банков, предлагающих рефинансировать бизнес-кредиты сторонних банков, что особенно актуально для предпринимателей, взявших кредит в начале 2015 года под высокий процент.
Оборотная сторона денег
Выводы независимого эксперта подтверждают и участники рынка. «Руководители средних и малых компаний, как правило, сейчас не смотрят далеко вперед, поэтому банки больше фокусируются на кредитовании оборотного капитала. Длинные инвестиционные деньги выдаются редко и только под те проекты, окупаемость которых очевидна»,— отметил господин Грошев.
По его словам, в нынешнем году, как и в прошлом, приоритет номер один — качество кредитного портфеля. Банки концентрируются на работе с действующими клиентами, попутно забирая хороших клиентов у конкурентов. Сегодня компаниям со средним финансовым состоянием получить кредит в новом банке проблематично.
Кредитование МСБ продолжает оставаться якорным продуктом в сегменте корпоративного бизнеса. Однако экономическая ситуация сделала банковское финансирование бизнеса консервативным как со стороны банков, так и со стороны самих предпринимателей: они пока не спешат ввязываться в долги. В кризис в моду вошли другие направления. По словам первого заместителя председателя правления Локо-банка Ирины Григорьевой, в сегменте малого бизнеса банки уходят от простого кредитования в сторону расширения линейки транзакционных продуктов и предложения нефинансовых сервисов.
«Банк только кредитует» — этот стереотип уходит в прошлое. «Сейчас банки стали активно предлагать бизнесу и нефинансовые услуги, в том числе юридическое и налоговое сопровождение, сервисы по ведению бухучета, страховые продукты. Ведется постоянная работа над усовершенствованием стандартных дистанционных сервисов, и, по нашим прогнозам, количество таких сервисов будет только увеличиваться. Таким образом банки стремятся занять постоянное место в жизни клиентов»,— отмечает эксперт.
«В кризис вырос спрос на гарантии и аккредитивы. Эти инструменты страхуют риски неплатежей в системе, поскольку внутри компаний риск-менеджмент не такой серьезный, как в банке. После отмены „зарплатного рабства“ стали совершенствоваться зарплатные карточные проекты. Как правило, зарплатные проекты делятся между пулом банков, которые конкурируют между собой уже за конкретного работника компании»,— добавил господин Пастернак. По его словам, для ритейлеров большое значение имеют инкассация и эквайринг, которые составляют существенную часть их текущих расходов.
Председатель правления Нордеа-банка Михаил Поляков указал на существенный рост спроса на деривативы и продукты кэш-менеджмента со стороны бизнеса. «Компании заинтересованы в снижении рисков и повышении оборачиваемости капитала»,— пояснил он.
По мнению господина Гареева, важным фактором при выборе банка становятся качественные расчетно-кассовые услуги: «Одним из основных приоритетов является скорость расчетов и технологическое наполнение ДБО. Сейчас практически все операции клиенты предпочитает совершать, не посещая банковский офис. Все большую популярность сейчас набирает мобильное приложение для бизнеса, так называемый портал менеджера.
Экономика, ЦБ и Трамп
По мнению господина Грошева, в 2017 году на развитие рынка кредитования МСБ будут влиять три ключевых фактора: состояние российской экономики, политика ЦБ и возможное смягчение санкций новым президентом США. Впрочем, главный аналитик Бинбанка Наталья Ващелюк на быструю отмену санкций советует не рассчитывать: за благо можно считать отсутствие новых ограничений в отношении России.
В 2017-м ожидается возобновление роста кредитного портфеля: в экономике наметились признаки стабилизации. «Снижение темпов роста просроченной задолженности, а также адекватное качество новых выдач дают надежду на восстановление сегмента и достижение докризисных уровней в ближайшие два-три года»,— утверждает Александр Сараев. Эксперт по кредитным продуктам Banki.ru Юлия Рыбакова считает, что в нынешней финансово-экономической ситуации не стоит ожидать резких изменений ставок по кредитам для бизнеса.
Измениться может расклад сил на рынке. «Скорее всего, будет происходить перераспределение корпоративного кредитного портфеля между основными игроками из банков топ-30. Присутствие небольших региональных банков в сегменте среднего бизнеса будет постепенно снижаться. Преимуществами перед другими банками будут обладать в полном смысле универсальные банки, которые помимо хорошего кредитного предложения смогут предоставить клиенту полный спектр услуг, необходимых компании»,— говорит Андрей Пастернак. «Усилят свои позиции на рынке банки, развивающие дистанционные технологии обслуживания, выстраивающие прозрачный и гибкий кредитный процесс»,— уверен Марат Гареев.