Признаки восстановления

Эксперт

Для всех нас 2016 год складывался напряженно, но интересно. Малый бизнес по природе своей более чувствителен к колебаниям экономики, потому что у малых предприятий нет запаса по капиталу, который позволил бы им пережить два-три нестабильных года. Но у МСБ есть и свои преимущества: этот сектор, и практика это подтверждает, всегда мобильнее и его адаптивность к меняющимся условиям тоже выше. Макроэкономические прогнозы позволяют надеяться, что если не сейчас, то через полгода мы сможем говорить как о свершившемся факте о завершении адаптации предпринимательского сообщества к новым условиям. Я не говорю, что все будет хорошо: адаптация на уровне совершившегося падения это не то, что хотелось бы видеть. Мы нацелены на рост, и не в размере статистической погрешности, а в более ощутимых значениях. Но для этого надо еще много работать, и результативность этой работы зависит от каждого из нас.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Статистика по Нижегородской области уже внушает сдержанный оптимизм. Например, количество работающих предприятий в регионе с 2013 по 2016 год стабильно росло, а это в основном как раз малый и средний бизнес, потому что крупные предприятия исчисляются единицами. Доля убыточных предприятий в регионе в 2013 году заметно увеличилась, а потом планомерно начала снижаться. То есть мы подходим к докризисным показателям, и по стоимости обслуживания кредитов вышли практически на докризисный уровень. Поступление налогов на прибыль в текущем году на 20% больше, чем в 2015 году, это тоже демонстрирует, что, хотя в целом у МСБ ситуация по-прежнему тяжелая, есть предприятия, которые чувствуют себя лучше.

Есть и другие косвенные показатели наметившихся позитивных трендов. Например, в этом году НБД-Банк выдал первый аккредитив в Китае в рублях. Не секрет, что наши региональные компании активно работают с Китаем, и аккредитивы раньше, конечно, тоже использовались, но традиционно — в долларах либо в евро, только в последние два года начал появляться юань. Рублевые сделки по аккредитивам в Китае для больших федеральных банков, которые обслуживают крупный бизнес, может быть, и не новость. А для нас как регионального банка, который обслуживает сектор малого и среднего бизнеса, это интересный факт, который мы расцениваем как показатель состояния экономики и состояния МСБ конкретно в нашем регионе.

Еще один позитивный факт — по данным Центробанка, в целом по банковской системе, и мы можем это подтвердить на собственных цифрах, к середине 2016 года перестала расти просроченная задолженность по кредитам. Что это означает? Мы знаем, что после существенных изменений ситуации в экономике, которые произошли в 2014–2015 годах, многие предприятия, в том числе в сегменте малого и среднего бизнеса, ушли с рынка, разорились, обанкротились. Ушли по-разному — некоторые постарались максимально рассчитаться со всеми, кто-то, наоборот, решил обмануть как можно больше кредиторов, чтобы себе что-то оставить. Но с уходом кого-то из участников рынка его доля неизбежно перераспределяется межу остальными. Конъюнктура меняется, и те, кто выжил, получают дополнительную клиентскую базу и на фоне наметившейся стабилизации экономики продолжает работать. Поэтому сегодня мы фиксируем не просто сокращение количества банкротств и портфеля просрочки, но и наметившийся рост производственных и финансовых показателей у ряда игроков в разных отраслях. Это и есть адаптация бизнеса, и с учетом более оптимистичных прогнозов на 2017 год мы видим в этом признаки того, что ситуация стабилизируется. Я не стану говорить, что это уже свершившийся факт, но объективные показатели позволяют на это надеяться.

Александр Шаронов, председатель правления ПАО «НБД-Банк»

Вся лента