Наличные сейфы
Инновации
Дорогостоящие кредиты и падение доходов населения заставляют компании искать новые решения, позволяющие сократить издержки и оптимизировать рабочие процессы. Одним из эффективных антикризисных инструментов для бизнеса, работающего с наличностью, стала электронная инкассация.
Электронная инкассация, или самоинкассация, позволяющая бизнесменам 24 часа в сутки вносить наличные на свой счет через банкоматы, появилась в России десять лет назад. Первопроходцами в этой области стали Бинбанк, Мастер-банк, МКБ, Сбербанк, СДМ-банк и СБ-банк. Позднее к ним присоединились Абсолют-банк, «Авангард», ВТБ, Газпромбанк. К моменту освоения новой ниши у большинства игроков уже были прочные позиции на классическом низкодоходном рынке инкассации, развитые сети платежных терминалов, а также лизинговые и страховые «дочки», помогающие снизить финансовую нагрузку и риски как для банков, так и для их клиентов.
«Входной билет» на российский рынок самоинкассации, на котором сейчас активны полтора десятка банков, стоит недешево, и потому предложить этот инновационный сервис могут немногие.
Интерес к услуге со стороны бизнеса подстегнул Банк России, который разрешил компаниям зачислять выручку на счет без участия инкассаторов и кассиров банков через автоматические сейфы, депозитарные машины, информационно-платежные терминалы, а также банкоматы, применявшиеся только для обслуживания граждан. В последнее время крупные банки обратили внимание на самоинкассацию. Они поняли, что в этой нише еще много свободного места. В результате услуги за обслуживание терминалов подешевели. Если пять лет назад комиссия обычно составляла 0,5% от суммы, то сейчас можно найти тариф до 0,15%, говорят эксперты.
Большинство игроков предложили юридическим лицам простое и недорогое решение: перенастроили софт банкоматов Cash-in, обслуживающих граждан, добавив в них опцию «Самоинкассация». Так, например, поступили Сбербанк и группа ВТБ. И лишь несколько игроков, которых можно пересчитать на пальцах одной руки, предложили новинку — электронную инкассацию. Ее главные достоинства — мгновенное зачисление денег на счет, высокая скорость приема купюр, повышенная безопасность, онлайн-контроль за наполнением хранилища денег — обеспечивают автоматические сейфы повышенной вместимости, установленные на территории клиента.
«Электронную инкассацию стоит рассматривать как отличный антикризисный инструмент для всех отраслей бизнеса, работающих с наличностью,— уверена начальник управления развития трансакционного бизнеса МКБ Марина Арищенко. По ее словам, в текущем году заметно вырос интерес крупных российских и международных ритейлеров к данному продукту. «Спрос подталкивает банки к повышению качества услуги и к возможности предлагать индивидуальные доработки в соответствии с запросом ритейлера, а вендоров — к повышению качества оборудования»,— отметила госпожа Арищенко.
Как пояснил начальник управления методологии продаж корпоративных продуктов Абсолют-банка Шухрат Хаитматов, в условиях кризиса электронная инкассация также помогает оптимизировать издержки: «Например, раньше в компании пересчетом наличности занимались четыре кассира, а после того как у них появился терминал, требуется всего два. Еще одно преимущество — экономия времени сотрудников. Никакой сопроводительной документации, покупюрной раскладки, упаковки в инкассаторские сумки и ожидания инкассаторов».
Оригинальное самописное программное обеспечение и качественные итальянские сейфы банка позволяют клиентам распоряжаться средствами уже в течение одной минуты после внесения денег на счет. «В результате клиенты могут забыть о кассовом разрыве. Еще один важный показатель — скорость пересчета купюр. Обычный банкомат ограничен в приеме: не более 40 купюр. Наш купюроприемник принимает 8 банкнот в секунду, в него можно сразу положить 100 купюр. Уровень защиты от приема фальшивых купюр превышает требования ЦБ. Кроме того, персональный ключ позволяет определить лицо, которое вносит деньги»,— рассказывает эксперт.
В любом сервисе есть свои минусы. В том числе у электронной инкассации. Самый главный: она интересна только компаниям, работающим в белую, причем с большим оборотом наличных. Есть лимит на оборот. То есть комиссия платится банку в любом случае, даже если компания не смогла собрать установленную норму выручки.
Электронная инкассация эффективна в любом сегменте ритейла, включая fashion, HoReCa, страховые компании, АЗС и даже онлайн-продажи, полагают эксперты. «Интерес к самоинкассации проявляют компании малого и среднего бизнеса, занимающиеся торговлей и предоставлением услуг»,— сообщил директор департамента продуктов и управления портфелем Бинбанка Павел Кравченко. По его мнению, появление на рынке электронной инкассации значительно облегчило жизнь компаниям. Во-первых, она существенно экономит время, а во-вторых, она дешевле классической инкассации.
Самоинкассация имеет отличный потенциал развития. В странах Западной Европы и Америке набирает популярность услуга «электронный кассир» — устройство, которое полностью заменяет кассу и позволяет клиентам самостоятельно оплачивать покупки или услуги в точке продаж и в принципе исключает затраты на инкассацию. В России электронная инкассация и «электронный кассир» появились недавно, однако не уступают западным в качестве услуг.
По мнению директора департамента развития сети ТСО СДМ-банка Виталия Самарова, оборот наличных платежей в России будет значительным по крайней мере еще десять лет. А значит, спрос на электронную инкассацию будет высоким. Кроме того, следует ожидать ужесточения контроля над инкассаторами со стороны ЦБ и других регуляторов. «В 2017 году усилия основных игроков будут сфокусированы на двух приоритетах: сервис станет еще удобнее, и клиентам предложат дополнительную информацию. Например, в разы вырастет использование SMS-информирования юридических лиц после пополнения счета»,— заключил эксперт.