В Анкаре убит посол России
Комментарии официальных лиц и экспертов — в эфире "Ъ FM"
Посол России в Турции Андрей Карлов убит в результате нападения. Информацию о гибели дипломата официально подтвердили в МИДе. Андрея Карлова застрелили в Анкаре на открытии выставки "Россия глазами путешественника: от Калининграда до Камчатки". По данным СМИ, огонь открыл 22-летний гражданин Турции Мевлют Мерт Алтынташ, когда посол произносил речь
Официальный представитель МИД России Мария Захарова: "В ходе публичного мероприятия получил ранения, от которых затем скончался, посол Российской Федерации в Турции Андрей Геннадьевич Карлов. Мы квалифицируем случившееся как террористический акт. Находимся на связи с турецкими официальными лицами, от которых получили заверения в том, что будет проведено тщательное всестороннее расследование, убийцы будут наказаны. Сегодня же этот вопрос будет поставлен перед членами Совета безопасности ООН. Терроризм не пройдет, мы будем решительно с ним бороться".
Первый заместитель председателя комитета Совета федерации по международным делам Владимир Джабаров: "Трагедия, тяжелая трагедия, Андрей Геннадьевич Карлов — известный сотрудник МИДа. Я считаю, что, конечно, вина огромная принимающей стороны, которая не обеспечивает безопасность вне территории посольства нашего посла. А что касается наших граждан, вы же понимаете, мы не можем запретить гражданам ехать в Турцию. Конечно, виновата Турция как принимающая сторона. Но она сама — жертва террора, там практически каждую неделю, а то и несколько раз в неделю бывают взрывы, в том числе гибнут мирные жители, ведь террористы никуда не исчезли. Выдавили их из Алеппо, они растекаются из Сирии в Ирак, из Ирака в Турцию и так далее, постоянно перемещаются. Я думаю, что единственный выход из данной ситуации — объединиться в борьбе. Что касается приближающегося летнего сезона, каждый гражданин должен сделать свой выбор, что ему дороже: жизнь или отдых какой-то кратковременный.
О чем говорит то, что целью стал посол России? О том, что именно Россия реально борется с терроризмом, это попытка отомстить России за успехи российских ВКС, за успехи сирийской армии. Это говорит о том, что реально боремся с терроризмом только мы там и сирийская правительственная армия. Остальные, извините, в войнушку играют, получается, а наши люди гибнут".
Политолог Георгий Бовт: "Нельзя ставить знак равенства между действиями террористов, даже если они направлены против официальных лиц той или иной страны, и официальной политикой того или иного государства. Конечно, Москва потребует всяческих извинений и так далее, это скажется на отношениях, но не взорвет их, не дойдет до разрыва дипломатических отношений. Это станет аргументом для того, чтобы заставить говорить о более тесном взаимодействии в том числе в Сирии. Потому что турки много потворствовали тому, чтобы там расцвели пышным цветом не только Свободная сирийская армия, но и другие исламисты, которых все труднее отличить умеренных от неумеренных. И там находили прибежище и чеченские террористы довольно давно, и сирийские всякие исламисты.
В Турции довольно сложное внутриполитическое положение. Эрдоган, наверное, не добил всех тех, кто хотел совершить против него переворот, у него, наверное, есть и другие соперники. Кроме того, это человек просто явно мстил России за то, что она делает в Сирии. И этих людей Турция поддерживает в Сирии, конечно же".
Журналист из Турции Абдурахман Камбур Оглу: "Я только что послушал очевидца — журналиста газеты Hurriyet, — он находился в здании, где произошло нападение на господин Карлова. По его сообщениям, человек, который мог быть охранником, открыл огонь в господина Карлова. Также он говорит, что тот сделал четыре-пять выстрелов в Карлова. Здание полностью оцеплено. Работает спецотряд. Также на место прибыл министр внутренних дел Сулейман Сойлу. Остальных гостей стрелок отпустил, больше ни в кого не стрелял, только выстрелил в Карлова. Также, по рассказам журналиста газеты Hurriyet, он выкрикивал что-то про Алеппо, про Сирию, говорил какие-то лозунги после того, как он выстрелил. Есть информация, что он в здание проник под видом полицейского, то есть он показал удостоверение, что он полицейский, якобы он там находился как охранник, то есть как телохранитель, предоставленный со стороны государства".
Обозреватель ИД "Коммерсантъ" Сергей Строкань: "Какое-то время еще была надежда на то, что посол жив, не ранен. Циркулировала противоречивая информация. Однако уже под занавес [мероприятия в МИД РФ] появилась официальный представитель российского МИДа Мария Захарова, которая сообщила о том, что российский посол был убит в ходе террористической атаки. Она также сообщила о том, что, расценивая это как теракт, Россия поставит вопрос перед Советом безопасности.
Безусловно, это месть. Но я бы обратил внимание еще на одно обстоятельство: это событие произошло перед намеченной на завтра чрезвычайно важной встречей в Москве глав МИД Турции, России и Ирана, в ходе которой, судя по всему, представители ключевых государств, которые определяют будущее Сирии, должны были каким-то образом обозначить контуры будущего урегулирования в Сирии. Может быть, нападавший, помимо какой-то банальной злобной мести, преследовал цель рассорить Россию и Турцию, посеять сомнения в том, что Турция искренне решила помириться с Россией, и таким образом сорвать намечающиеся взаимодействие в борьбе с терроризмом".
Член совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России Александр Игнатенко: "Вне всякого сомнения, произошедшее тем или иным образом повлияет на отношения между Россией и Турцией, ибо именно такой была цель тех людей, которые двигали рукой этого террориста и убийцы. Хорошо видно на видеокадрах, что он держит палец, поднятый вверх — это тот жест, который используют салафиты, или единобожники, как они сами себя называют. И именно этот жест заставляет искать организаторов и вдохновителей этого террористического акта среди тех центров силы, которые были оттеснены Россией и Турцией от разрешения алеппского кризиса, в принципе от разрешения кризиса сирийского. Мы должны здесь помнить о том, что приступили к разрешению кризиса после переговоров, после соглашения между Россией и Турцией. При этом были оттеснены другие игроки, другие центры силы, которые имели свои интересы в Алеппо, в Сирии в целом — это Саудовская Аравия, мировой центр салафизма, и Катар, второй центр салафизма. Вдохновители этого террористического акта находятся за пределами Турции".
Руководитель Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров: "Я сразу сказал, что это связано с событиями в Алеппо, где значительная часть членов группировок, находящихся там, являлись протурецкими. Естественно, там много граждан Турции, граждан других государств, которые свободно находятся на территории Турции. Плюс в Турции в эти дни были антироссийская истерия митингов в Стамбуле, в Анкаре. Кто это сделал? Это радикальные исламистские группировки, там их масса. Это связано с Алеппо, вне всякого сомнения. Хотя договоренность с Эрдоганом была достаточно давно, боевая группа не выведена окончательно из восточного Алеппо. Там куча проблем, на самом деле. Они считают, что это мы сыграли главную роль в освобождении восточного Алеппо, который находился под контролем радикальных группировок, тесно связанных с турецкой республикой".
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Васильев: "Организация безопасности на подобных мероприятиях может быть в Турции весьма различной. Если речь идет о каких-то таких достаточно высокого уровня мероприятиях, то там, безусловно, достаточно серьезные меры безопасности. Если говорить о каких-то таких культурных, массовых мероприятиях, то, конечно, уровень безопасности гораздо ниже. Здесь речь идет о том, что турецкие спецслужбы уже не справляются с тем потоком беженцев, которые наводнили Турцию, контролировать их сложно. В принципе, можно и оружие приобрести, можно и достаточно спокойно его пронести, потому что кадров безопасности не хватает, всех не проверишь.
До недавнего времени — до событий с атакой на наш самолет — считалось, что Турция относительно безопасна. Но, тем не менее, напряжение чувствовалось. И вот в последние месяцы, можно сказать, что напряжение нарастало. Это было связано, в основном, с тем, что происходило на севере Сирии — с российской операцией в районе Алеппо, освобождением Алеппо от боевиков. И надо сказать, что действительно в Турции довольно много тех, кто симпатизирует боевикам. Даже учитывая, что у Турции, у турецких спецслужб есть какие-то связи с этими боевиками, всех их контролировать невозможно".
Бывший посол России в Сирии Александр Зотов: "Надлежащая охрана — понятие довольно относительное. Насколько должен был быть посол обеспечен охраной, определяется оценкой обстановки и главным образом зависит от принимающей стороны. В последние годы — по сравнению с теми временами, когда в основном проходила моя дипломатическая карьера — многое сделано для того, чтобы обеспечить охрану посольству. У нас на востоке наше посольство подвергалось до недавнего времени минометным обстрелам, видно даже следы этих обстрелов. Там специальные люди, которые готовы обеспечивать эвакуацию в случае крайней необходимости. Но надо понимать, что посол — это фигура, которая каждая день куда-то ездит, что-то открывает, с кем-то встречается".
Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин: "Рождество и Новый год, в целом зимне-весенний сезон в Турции не высокий. На сегодня реально на туристический поток навряд ли сильно повлияет, потому что Турция не является приоритетом для зимнего отдыха россиян. Хотя отдельные есть и бронирования, и поездки, порядка четырех операторов зимней программы либо планировали, либо еще планируют туры с 28 декабря по 10 января. Запрет [на туристические поездки] вряд ли будет введен, потому что мы имеем дело с провокацией, направленной именно на нарушение связей. Но повлияет на повышение безопасности, на принятие не только деклараций, но серьезных мер, особенно там, где отдыхают наши туристы — это туристские центры. Прежде всего, там можно их локализировать и обеспечить. Безопасность является сегодня самым серьезным фактором и, думаю, многие задумаются".