В Южной Корее стартовала полупрезидентская кампания
В стране назревает реформа политической системы
Южная Корея стоит на пороге конституционной реформы, которая может превратить страну в полупрезидентскую республику. Сторонники изменений указывают на то, что с момента демократизации в 1987 году большинство южнокорейских президентов, имеющих по нынешней конституции огромные полномочия, оказались замешаны в коррупции и не оправдали народного доверия. Импичмент также запустил раньше срока предвыборную кампанию, в которой, по опросам, кандидаты от левых и правых партий имеют практически равные шансы на победу. Эксперты, впрочем, делают ставку на представителя оппозиционных левых сил Мун Джэ Ина, который уже пообещал изменить курс в отношении Северной Кореи.
"У Кореи было семь президентов в рамках "имперской" системы. Правления их всех были неудачными и закончились крахом",— пожаловался бывший лидер правой партии "Сэнури" (имеет крупнейшую фракцию в парламенте) депутат Ким Му Сун. Напомним, что его соратница по партии южнокорейский президент Пак Кын Хе 9 декабря была подвергнута импичменту и теперь ее судьбу решит Конституционный суд.
Суперпрезидентская ("имперская") система была введена в Южной Корее сразу после демократизации в конце 1980-х годов и давала президенту практически неограниченные полномочия. Например, он получил право составлять проекты бюджета, что в других странах обычно отнесено к полномочиям парламента. Непрозрачность работы президента и привела к ситуации, когда Пак Кын Хе долгое время фактически делила процесс принятия государственных решений со своей подругой, не занимавшей официальных постов.
Теперь депутаты и члены экспертного сообщества страны предлагают заменить эту систему полупрезидентской республикой, при которой полномочия главы государства ограничивались бы сферами внешней политики и безопасности, а сам он был бы подотчетен парламенту. Многие депутаты уже высказались в поддержку изменений, при этом большинство парламентариев и будущие кандидаты в президенты предлагают отложить их принятие до избрания нового главы государства. Оно случится через два месяца после того, как Конституционный суд подтвердит законность вынесенного 9 декабря импичмента. Это, как ожидается, произойдет в первом полугодии 2017 года.
Впрочем, предвыборная кампания уже фактически стартовала. Согласно проведенному на прошлой неделе опросу компании Real Poll, с результатом 23,7% лидирует кандидат от главной оппозиционной Демократической партии "Тобуро" Мун Джэ Ин. В 2012 году он уже участвовал в выборах президента и незначительно уступил Пак Кын Хе, набрав 48% голосов. Другой наиболее вероятный кандидат — генсек ООН Пан Ги Мун, чьи полномочия истекают 31 декабря. Его рейтинг пока составляет 20,6%, но растет вдвое быстрее, чем у соперника.
Пан Ги Мун еще не заявлял о желании выдвинуть свою кандидатуру, но большинство корейских экспертов уверено, что это произойдет. Он будет выдвигаться от партии "Сэнури", по репутации которой импичмент Пак Кын Хе нанес страшный удар. Генсек ООН, впрочем, дистанцировался от нее, заявив: "Южная Корея переживает такой позор впервые с Корейской войны (1950-1953 годов.— "Ъ")". После этого он намекнул на возможность своего выдвижения, отметив, что "хорошо понимает запрос публики на честное и ответственное правительство, внимательное к нуждам народа".
Победа левого Мун Джэ Ина может привести к пересмотру жесткого курса Сеула в отношении своего северного соседа, полагает профессор Университета Кукмин (Южная Корея) Андрей Ланьков. "Конечно, нормализацией это назвать будет трудно, но некоторые вещи он сделает,— говорит эксперт "Ъ".— К примеру, будет восстановлена работа совместного Кэсонского индустриального комплекса, снова начнется отправка гуманитарной помощи. Называться все это будет "расширение экономических контактов"".
При этом господин Ланьков полагает, что к отмене планов размещения в Южной Корее американского противоракетного комплекса THAAD победа Мун Джэ Ина вряд ли приведет, несмотря на то что за такое решение выступают многие его однопартийцы. "Во-первых, размещение THAAD имеет достаточно большую поддержку в народе. Во-вторых, озабоченности Китая и России по поводу комплекса недостаточно для того, чтобы поставить этот вопрос в центр повестки",— убежден эксперт.