В России летают много, но дешево
Авиатранспорт по итогам года опять рискует стать убыточным
Минтранс ожидает минимального снижения пассажирских авиаперевозок в 2016 году — на 2%, до 90 млн человек. Впрочем, в отрасли далеко не все согласны с прогнозом: эксперты и источники "Ъ" ожидают спада порядка 4%. Но даже при минимальном падении спроса авиакомпаниям не светит прибыльность: предложение провозных мощностей восстановилось после ухода "Трансаэро", а цены на авиабилеты в 2016 году упали, по данным Минтранса, на 15% с учетом инфляции. В итоге есть риск того, что по итогам года отрасль опять получит заметный убыток.
Минтранс прогнозирует снижение авиаперевозок в 2016 году лишь на 2%, до 90 млн пассажиров, сообщил ТАСС со ссылкой на министра Максима Соколова. По его словам, пассажиропоток на внутренних линиях вырастет на 4,8%, до 55 млн человек (соответственно, спад международных перевозок составит примерно 11,4%, до 35 млн пассажиров). Тем не менее это самый оптимистичный прогноз — в октябре Минтранс ожидал спада перевозок на 8%, гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев предполагал снижение на 6,6%.
Глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун заявил "Ъ", что отставание перевозок 2016 года от результатов 2015 года "будет не очень серьезным", около 4 млн человек (впрочем, это больше прогноза Минтранса — порядка 4%). Президент АЭВТ пояснил, что "авиакомпании заместили провозные емкости "Трансаэро"", сразу при ее уходе с рынка в ноябре 2015 года "авиакомпании не могли оперативно компенсировать неудовлетворенный спрос". В этом ноябре был "эффект низкой базы", дополнительный пассажиропоток составил 1 млн человек, а перевозки 20 крупнейших компаний выросли на 18,4%. В декабре также стоит ожидать рост пассажиропотока на 1 млн человек, считает господин Тасун, но "говорить о притоке новых пассажиров пока не приходится". Источник "Ъ", близкий к "Аэрофлоту", согласен с тем, что основной фактор роста рынка связан с прекращением "эффекта "Трансаэро"" и дефицитом провозных емкостей, полностью компенсированным лишь к четвертому кварталу 2016 года.
Впрочем, прогноз Максима Соколова пока не подтверждает статистика Транспортной клиринговой палаты, считающей продажи билетов, говорит источник "Ъ", знакомый с этими данными. По его словам, за 11 месяцев этого года пассажиропоток упал на 5,4%, до 81,9 млн человек. Чтобы получить спад годовых перевозок на 2%, нужно за оставшийся месяц перевезти почти 8,4 млн человек, что в полтора раза больше, чем в декабре 2015 года.
Впрочем, даже если прогноз Минтранса о незначительном спаде объемов авиаперевозок оправдается, остается вопрос о том, смогут ли авиакомпании все же выйти на прибыль. В последние месяцы работы той же "Трансаэро" рынок упрекал ее в демпинге, но, видимо, и с ее уходом ситуация принципиально не изменилась. Вчера господин Соколов сообщил, что средняя цена авиабилета по внутренним направлениям в 2016 году упала на 10-11%, а с учетом инфляции в 6% "реальная стоимость билетов снизилась практически на 15%". Глава онлайн-тревел агентства Biletix Александр Сизинцев согласен с расчетами Минтранса: "В этом году многие авиакомпании ввели так называемые безбагажные тарифы, за счет чего произошло снижение цены билетов". Источник "Ъ" на рынке говорит, что рост провозных емкостей привел к снижению стоимости билетов и потому продажи сместились в сторону наиболее низких тарифов.
Источник "Ъ", близкий к "Аэрофлоту", говорит, что "сами по себе тарифы компании ниже, чем в 2015 году". На зарубежных рейсах снижение курса евро обеспечило снижение и рублевого эквивалента тарифа, пояснил он. В S7 также подтвердили, что ощущают тенденцию снижения цен на билеты и связывают ее "со слабым спросом", а сокращать расходы авиакомпаниям особенно тяжело в условиях роста тарифов аэропортов. Среди мер по снижению затрат в S7 назвали "оптимизацию компоновки и более интенсивную эксплуатацию самолетов". Источник "Ъ" в одной из авиакомпаний считает, что реальное падение доходной ставки перевозчиков в этом году могло составить до 25%. "Летом без "Трансаэро" с ее огромными объемами перевозок и даже при закрытии Турции и Египта тарифы можно было удерживать на приемлемом уровне, а в низкий сезон они неудержимо снижались",— отметил он. По его мнению, это будет продолжаться, пока не начнут расти доходы и транспортная активность населения.
По данным Владимира Тасуна, за девять месяцев 2016 года авиакомпании РФ получили 2,3 млрд руб. операционного убытка на внутренних линиях (за первое полугодие — 22,3 млрд руб., а за шесть месяцев 2015 года — 31,9 млрд руб.). Убытки сократились за счет снижения НДС на внутренних линиях до 10%, считает он (на международных линиях прибыль за январь--сентябрь составила 24,7 млрд руб.). В целом операционная прибыль отрасли за девять месяцев составила 22,4 млрд руб. "Но это максимально достижимый показатель отрасли, поскольку он учитывает высокий летний сезон",— полагает президент АЭВТ, по итогам года он, по всей вероятности, будет хуже.