ЛУКОЙЛ набурил лишнего
Льготная пошлина на нефть вышла из схемы
Как выяснил "Ъ", ЛУКОЙЛ, пытаясь соблюсти контракт с "Траснефтью" на сдачу нефти в трубопровод Заполярье--Пурпе, на 74% перевыполнил план бурения скважин на Пякяхинском месторождении. Теперь компания пытается добиться от Минэнерго включения почти 2,5 млн тонн лишних объемов добычи в расчет льготной экспортной пошлины. Но в правительстве считают, что опережающее бурение — нарушение схемы разработки, за которое ответственность несет компания.
Как стало известно "Ъ", структура ЛУКОЙЛа "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" попросила Минэнерго применить особую формулу расчета ставки экспортной пошлины на нефть с Пякяхинского месторождения (запущено в октябре). Запасы Пякяхинского по С1+С2 оцениваются в 86 млн тонн нефти и конденсата и 253 млрд кубометров газа, план добычи на 2017 год — 1,5 млн тонн нефти и 3 млрд кубометров газа. При этом, как говорят источники "Ъ", вместо предусмотренных схемой разработки 50 скважин на начало 2016 года ЛУКОЙЛ пробурил 87 скважин. Опережение в компании объяснили запуском прокачки по нефтепроводу Заполярье--Пурпе и необходимостью выполнять условия договора с "Транснефтью" по объемам транспортировки.
"Транснефть" требовала от ЛУКОЙЛа и СП "Роснефти" и "Газпром нефти", осваивающего Мессояхинское месторождение, выполнения планов по прокачке, в расчете на которые строился Заполярье--Пурпе (мощность — 32 млн тонн в год). Нефтяники не успевали обеспечить объемы, и до последнего времени правительство не могло согласовать тариф на прокачку: "Транснефть" хотела его резко поднять, чтобы обеспечить возврат инвестиций. Предполагалось, что с 2015 по 2025 год прокачка по нефтепроводу Заполярье--Пурпе составит около 418 млн тонн в год, сейчас предполагается 175 млн тонн. В начале декабря труба была запущена без согласованного тарифа, а, по данным "Ъ", на прошлой неделе на правительственной комиссии по ТЭКу "Транснефти" пришлось согласиться на низкий тариф (см. "Ъ" от 20 декабря).
Но Минэнерго не посчитало веским доводом необходимость наращивать поставки в Заполярье--Пурпе, говорит источник "Ъ". Там отказались признавать экономически обоснованными понесенные фактические затраты на бурение дополнительных 37 скважин и не стали учитывать их при определении объемов нефти, на которые будет распространяться льготная ставка пошлины. Объем поставленной нефти для особой формулы пошлины Минэнерго оценивает в 400 тыс. тонн, в то время как с учетом всех пробуренных скважин он достиг бы 3 млн тонн. В Минэнерго ситуацию комментировать не стали.
ЛУКОЙЛ с этим решением не согласен: по данным "Ъ", тему предоставления льготы на всю фактически добытую нефть с Пякяхинского в конце прошлой недели глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов поднимал на встрече с Дмитрием Медведевым. Компания просила поручить Минэнерго проработать возможность учесть расходы на бурение при определении льготных объемов. В ЛУКОЙЛе ситуацию не комментируют, в других нефтекомпаниях не говорят, случались ли у них подобные отклонения от плана разработки. Но источники "Ъ" в отрасли отмечают, что компании стараются придерживаться схемы, так как отклонение в ту или иную сторону не поощряется правительством. В Минприроды подтвердили, что "компании должны строго следовать условиям лицензии и графику освоения месторождений". Наказания за перевыполнение плана нет, говорят в министерстве, но и государство не несет за это никакой ответственности, в том числе по компенсации затрат. Любое изменение схемы должно быть согласовано, иначе это признано нарушением. Например, Росприроднадзор в 2013 году предъявлял претензии к "Башнефти", которая на месторождениях имени Требса и Титова вместо записанной в лицензии сейсмики 2D провела более точную сейсмику 3D, но наказания за это не последовало.
Глава Small Letters Виталий Крюков отмечает, что ситуация на Пякяхинском довольно необычна. По его словам, если компания видит перспективы наращивания добычи сверх плана, то берет ответственность за изменение схемы разработки. Эксперт уверен, что правительство не согласится на просьбу ЛУКОЙЛа дать льготы на дополнительную добычу, особенно на фоне постепенного роста цен на нефть и согласия РФ и ОПЕК на совместные действия по сокращению производства нефти.