Ненормативные планы
Власти Кубани намерены сократить перекрестное субсидирование повышением тарифов на электроэнергию для населения
Потребление электроэнергии сверх социальной нормы с середины следующего года для жителей Краснодарского края станет дороже на 40%. По мнению руководства Кубани, это должно способствовать экономии ресурсов и устранению ситуации, когда энергия для бизнеса стоит существенно дороже, чем для населения. Эксперты сомневаются в действенности введения соцнормы в шести российских регионах, где она действует с 2013 года, эффективность меры оказалась низкой. Они уверены, что завуалированное повышение платы за энергию коснется большей части населения края.
С 1 июля 2017 года тариф на электроэнергию, потребленную сверх социальной нормы, на Кубани будет увеличен на 40%, соответствующий приказ региональной энергетической комиссии Краснодарского края от 19 декабря 2016 года опубликован на сайте администрации края. Согласно документу одноставочный тариф в рамках социальной нормы с 1 июля 2017 года увеличится с 4,28 руб.квт·ч до 4,44 руб.квт·ч, а сверх установленной социальной нормы — до 6,22 руб.квт·ч (на 40% выше «социального» тарифа. — „Ъ-Кубань“).
Как ранее сообщал „Ъ-Кубань“, с 1 января в регионе, согласно постановлению губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, при определении размера платы за электроснабжение населения и приравненных к нему потребителей вводится социальная норма. Среднемесячный объем потребления электрической энергии одиноко проживающими гражданами в городе (без электроплит, электроотопительных установок для горячего водоснабжения) составит 250 квт·ч в месяц. Если в доме установлена электроплита — 350 квт·ч. В сельской местности норма составит 350 квт·ч в месяц. На второго зарегистрированного жильца добавляется 60 квт·ч, на третьего и последующих — по 40 квт·ч в месяц.
Как поясняли в пресс-службе администрации края, введение социальной нормы потребления электроэнергии является мерой, направленной на снижение доли потребления гражданами электроэнергии, оплачиваемой ниже экономически обоснованного уровня. Согласно оценкам пресс-службы текущие тарифы для населения ниже реальной стоимости поставляемого ресурса и фактическую разницу оплачивают другие потребители, прежде всего — юридические лица — коммерческие предприятия. Как сообщили „Ъ-Кубань“ в РЭК, в текущем году максимальные ставки для отдельных категорий промышленных потребителей в крае превышали 8 руб.квт·ч. При этом максимальное повышение тарифа на сверхнормативное потребление электроэнергии в первые два года действия соцнормы, согласно постановлению правительства России, не может превышать 40%.
По оценке эксперта Российской академии народного хозяйства и госслужбы Игоря Кокина, решение властей единовременно повысить тариф на сверхнормативное потребление электроэнергии не соответствует социально-экономическим условиям и уровню платежеспособности населения. «Не думаю, что доходы населения края в ближайший год будут расти настолько, что повышение останется незаметным для большинства. Кроме того, соцнорма в 450 квт·ч на семью из трех человек — это уровень, который явно не соответствует тому объему бытовой техники, который использует сегодня значительная часть населения, в том числе с не самым высоким уровнем достатка»,— считает господин Кокин.
В компаниях «НЭСК» и «Кубаньэнергосбыт» вчера не смогли ответить на вопрос „Ъ-Кубань“ о том, планируют ли они как-либо пересматривать ценовую политику в отношении потребителей — юридических лиц.
Председатель краснодарского краевого отделения «Опоры России», объединяющей предприятия малого и среднего бизнеса, Даниэль Башмаков в беседе с „Ъ-Кубань“ отметил, что введение социальной нормы и повышение тарифов на сверхнормативное потребление проблемы перекрестного субсидирования не решает. «Мы как бизнес ориентируемся на то, что в следующем году тарифы на коммунальные услуги, включая электроэнергию, будут только повышаться, и то, что их поднимут для населения, не означает, что будет какое-либо снижение для предпринимателей»,— предположил господин Башмаков.
Ранее „Ъ“ со ссылкой на данные Счетной палаты по итогам проверки Минстроя писал, что введение социальной нормы не привело ни к существенной экономии электроэнергии, ни к решению проблемы перекрестного субсидирования в регионах, в которых она была введена. В частности, в двух из шести регионов, где с сентября 2013 года применялась соцнорма, было зафиксировано увеличение среднедушевого потребления электроэнергии на 4,4% — в Орловской области и на 6,6% — в Красноярском крае, а в остальных регионах была установлена «низкая результативность» применения нормы. По данным ФАС, общий объем перекрестного субсидирования в России с 2012 года по 2015 год вырос в пяти из шести пилотных регионов, за исключением Орловской области.
Как считает заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин РАНХиГС Елена Зарецкая, введение социальной нормы и увеличенных тарифов является по сути завуалированной формой повышения тарифов на электроэнергию для населения.