Бюджет садится за парты

Власти Тамбовской области комплексно подошли к модернизации региональной системы образования – им удается одновременно вкладываться в строительство детских садов и школ, поддержку колледжей и университетов. Среди результатов этого почти десятикратный рост федерального финансирования образовательных проектов за год и заметное присутствие местных образовательных учреждений в авторитетных российских рейтингах.

Фото: пресс-служба

Детсады стали доступнее

Перечисляя важнейшие достижения в сфере дошкольного образования за последние годы, представители Тамбовской обладминистрации указывают на ликвидацию очереди в детские сады для ребят от трех до семи лет. Это произошло в конце 2015 года — одновременно с другими экономически развитыми регионами России, например, с Московской областью. Возможность попасть в детсад без очереди для всех детей в этой возрастной группе, напомним, была одним из основных требований к исполнительной власти, сформулированных президентом в 2012 году в «майских» указах.

По информации областных властей, всего на Тамбовщине проживают почти 60 тыс. детей дошкольного возраста (до семи лет). Охват их детсадами сейчас составляет 73,5%. Добиться полной доступности дошкольного образования, то есть с учетом детей до трех лет, региональные власти планируют до 2018 года.

Именно обеспечение местами малышей в возрасте до трех лет стало основной тенденцией в развитии российского дошкольного образования. В течении 2016 года правительство РФ, оказывая помощь регионам в строительстве детсадов, обращало особое внимание именно на эту возрастную группу, рассказывал ранее премьер-министр Дмитрий Медведев. «Сейчас на повестке дня стоит задача расширения доступности дошкольного образования для детей младшего дошкольного возраста, для детей до трех лет», — пояснял в ходе встречи президента с членами правительства в начале года тогдашний министр образования Дмитрий Ливанов. На тот момент, по его словам, их количество составляло около 4 тыс.

Создание новых мест в детсадах было одним из обязательных условий реализации федерального проекта модернизации дошкольного образования в регионах. Он стартовал в 2013 году. «За годы реализации проекта в области введено 37 новых объектов. Создано больше 3,8 тыс. современных дополнительных мест, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов», — рассказывают в администрации региона.

Поворот к личности

В актив региональным властям можно смело отнести и успешное внедрение в Тамбовской области новых требований к качеству образования для самых маленьких. Осенью этого года воспитанники учреждений дошкольного образования по всей стране начинают обучаться по программам, соответствующим требованиям федерального стандарта. Ранее такой метод работы был введен в школах, но в детских садах в России внедрялся впервые. Разработчики отзывались о нем как о «стандарте поддержки разнообразия детства». Речь о том, что детсады теперь должны будут сосредоточиться только на личностном развитии ребенка, а не на его подготовке к школе. Главными критериями стандарта должны стать социализация детей, а также их индивидуальное развитие. Отдельно в стандарте упоминается важность уважения педагогов к воспитанникам и то, что образование в детсадах должно учитывать интересы и возможности каждого ребенка.

В Тамбовской области с 1 сентября по новым стандартам начало учиться сразу подавляющее большинство дошкольников — 90%. При этом Минобрнауки ожидало от регионов начала «поэтапного внедрения» стандарта только в декабре 2016 года. О внедрении этих требований эксперты отзываются как о «революции», «повороте нашей жесткой школьной системы к детям».

Школьная пора

Учителя и профильные чиновники привыкли отсчитывать все важные изменения в школьном образовании учебными годами. Один из примеров — объем ежегодных затрат на подготовку образовательных учреждений к началу обучения. По последним данным, в 2016 году Тамбовская область заметно увеличила вложения в подготовку к учебному году и смогла привлечь на эти цели больше средств из федерального бюджета. Последнее свидетельствует о высокой оценке правительством РФ усилий социального блока обладминистрации.

По данным региональных властей, в нынешнем году общий объем затрат на подготовку организаций образования к началу нового учебного года составил более 3,2 млрд руб. В 2015 году эта цифра была почти вдвое меньше — 1,7 млрд руб.

В 2016 году всего на финансирование региональных образовательных программ и проектов планируется потратить почти 3,4 млрд руб., 1,5 млрд из них — средства госбюджета. Годом ранее на проектное финансирование тратили всего чуть больше 1,5 млрд руб., федеральная помощь не превышала 300 млн руб.

По официальным данным, 78% общеобразовательных организаций региона соответствуют актуальным требованиям обучения, а в современных условиях обучается подавляющее большинство — 85% школьников. Ежегодно растут вложения в инфраструктуру школ — они, по словам представителей обладминистрации, постоянно модернизируются для создания современных условий для обучения. Например, в 2016 году на ремонт и реконструкцию зданий было затрачено больше 800 млн руб. В числе основных работ — ремонт спортивных залов, пищеблоков и столовых, туалетов, кровель и фасадов, путей эвакуации.

Равнение на центр

В сфере школьного образования в Тамбовской области внедряют показавшие наибольшую эффективность общероссийские тенденции — стараются отказаться от второй смены и активно вводят новые образовательные стандарты.

Внедрение соответствующих федеральных госстандартов школьного образования — один из основных факторов улучшения его качества. Их задача — разработка и апробация эффективных образовательных моделей. Основной целью стандартов эксперты называют повышение качества образования. Например, согласно правилам обучения для старших классов, ученики имеют право сформировать собственную образовательную траекторию — выбрать, какие предметы изучать углубленно для поступления в вуз. В Тамбовской области, как сообщили в обладминистрации, по новым стандартам занимаются все ученики 1-6-х классов, в пилотном режиме — ученики 7-11-х классов.

Активная работа над внедрением стандартов качественного школьного образования в Тамбовской области может стать еще более актуальной в свете риторики нового главы Минобрнауки Ольги Васильевой. В начале октября она в интервью телеканалу «Россия-1» заявила о необходимости унификации базового содержания обучения и отметила, что важно сократить число разнообразных учебников и отличающихся друг от друга программ внутри новых стандартов.

Другой важной задачей для региональных властей в сфере общего образования остается сокращение количества обучающихся во вторую смену. С начала 2016 года в области реализуется региональная программа «Содействие созданию в Тамбовской области новых мест в общеобразовательных организациях», в рамках которой запланировано кардинальное обновление материально-технического комплекса школ и ликвидация второй и третьей смен обучения. Планируется, что до 2025 года в 246 школах будет создано 76,8 тыс. учебных мест, которые будут соответствовать всем современным требованиям. За время реализации программы 15 новых учреждений появятся в городах и 14 — в сельской местности. Сейчас в области более 92 тыс. школьников. По демографическим прогнозам, их численность к 2025 году возрастет на 12%.

В соответствии с этими прогнозами увеличивается и количество учебных учреждений. Так, в сентябре открылась Православная гимназия города Тамбова (начальная школа на 100 учащихся). В течение года планируется ввести в эксплуатацию образовательный комплекс «Школа Сколково-Тамбов» на 2,5 тыс. учащихся и Оборонинскую среднюю общеобразовательную школу в рабочем поселке Мордово на 600 учеников.

В постоянном развитии

«На протяжении последних лет система школьного образования области оценивается на уровне Минобрнауки как одна из динамично развивающихся, обеспечивающих высокое качество образования, успешно реализующих федеральные и региональные проекты и программы», — отмечают в обладминистрации.

В пользу этого говорят не только стабильно увеличивающиеся субсидии из госбюджета, но и успешное участие тамбовских школ в рейтингах, а учеников — во всероссийских олимпиадах. В 2016 году победителями и призерами их заключительного этапа стали семь учащихся области. А в рейтинг лучших школ России-2016 включили 18 местных общеобразовательных организаций. Выпускники тамбовских школ улучшают результаты ЕГЭ по основным предметам — математике и русскому языку. В этом году всего 0,6% участников экзамена не справились с заданиями по математике базового уровня, а годом ранее таких было 3,5%. Высокие результаты — от 80 до 99 баллов — получили 86 человек, в то время как в прошлом году таких выпускников было всего 37. По русскому языку в регионе 15 стобалльников, а высокий балл — от 80 до 100 — получили больше трети участников экзамена. Всего их было более 4 тыс. человек.

Тамбовская область не отстает от федеральной тенденции по развитию инклюзивного образования. В рамках реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда» на 2016-2021 годы в 69 школах области созданы условия для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). А с 1 сентября 2016 года во всех школах области был введен госстандарт образования детей с ОВЗ и умственной отсталостью.

Как рассказывают в профильном управлении обладминистрации, региональные коррекционные учреждения стали выполнять новые функции по сопровождению инклюзивного образования и предоставлению комплекса услуг семьям с детьми. «Как результат — две организации для обучающихся с ОВЗ, Знаменская школа-интернат и Котовская школа-интернат, стали лауреатами Всероссийского конкурса “Лучшее коррекционное образовательное учреждение” в 2015 и 2016 году», — указывают в региональном управлении образования и науки.

Выступая на заседании профильной рабочей группы в начале этого года, губернатор Тамбовской области Александр Никитин подчеркнул: на Госсовете РФ регион был отмечен как один из лучших, где «конструктивно решаются вопросы доступности и качества обучения». Неудивительно, что активно развивающаяся система образования в Тамбовской области получает поддержку многих проектов на федеральном уровне.

Дело техники

В 2016 году Тамбовская область стала одним из пилотных регионов проекта «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» по апробации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста. Речь о развитии в регионе среднего профессионального образования, динамика которого была отмечена этой авторитетной экспертной организацией. По данным региональных властей, в Тамбовской области сейчас работает 30 организаций среднего профессионального образования (включая шесть филиалов). В них 17,5 тыс. учащихся готовятся стать квалифицированными рабочими и специалистами среднего звена. Ведется обучение по 44 профессиям, 58 специальностям по 19 укрупненным группам направлений подготовки.

Уже достигнутые, в том числе и в рамках упомянутого проекта, результаты развития среднего образования в области иллюстрирует участие в отраслевых рейтингах и соревнованиях. Область ежегодно организует всероссийские конкурсы профессионального мастерства. В мае 2016 года, например, проведены олимпиады по укрупненным группам специальностей «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», «Техника и технологии наземного транспорта». В соревнованиях приняли участие представители из 56 регионов.

Результативным можно назвать и участие области в международном движении WorldSkills, соревнованиях JuniorSkills. В 2016 году тамбовская сборная на IV Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» WorldSkills завоевала серебряную медаль в компетенции «Покраска автомобиля». Команда школьников на II Национальном чемпионате JuniorSkills взяла золото в таких высокотехнологичных компетенциях, как «Сетевое системное администрирование», «Мобильная робототехника», «Прототипирование», а также бронзовую медаль в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ».

Стоит отметить, что в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ опыт Тамбовской области признан лучшей практикой по показателю «Удовлетворенность предпринимателей доступностью трудовых ресурсов необходимой квалификации».

Долгая дорога к вузам

С момента старта новой реформы российского высшего образования — формирования опорных региональных университетов — в вузовском сообществе Тамбовской области дискутировали об участии региона в этой программе. В кулуарах обсуждалось, например, объединение классического Тамбовского госуниверситета (ТГУ) и Тамбовского технического госуниверситета (ТГТУ). Впрочем, необходимой для участия в реформе публичной поддержки региональных властей эти желания не получили. Это решение оказалось правильным — новый министр образования почти сразу же раскритиковала работу предшественника над проектами опорных университетов и заявила об остановке реформы, не доказавшей своей актуальности.

Основой тамбовского университетского сообщества являются три наиболее крупных госвуза — классический ТГУ, ТГТУ и Мичуринский аграрный госуниверситет (МГАУ). Последний — редкий для регионов России пример, когда авторитетный вуз находится за пределами облцентра.

В Национальном рейтинге университетов — 2016 (совместный проект «Эха Москвы» и «Интерфакса») МГАУ расположился на позиции 206-214 вместе с вузами десятка областных центров России, например Орловским аграрным госуниверситетом и Калининградским техническим. ТГТУ в этом же рейтинге занял 101-102-ю строчку, а Тамбовский госуниверситет — 94-96-ю. Всего в перечне, напомним, 238 позиций.

Можно констатировать, что система высшего образования в Тамбовской области избежала каких-либо потрясений, которых непросто было бы избежать при очередном объединении университетов, и осталась стабильна. Сейчас она состоит из 12 высших учебных заведений. Четыре из них — местные госуниверситеты, четыре — филиалы госвузов, и еще четыре — филиалы коммерческих вузов, следует из информации региональных властей.

Традиции и новации

Ректор ТГУ Владимир Стромов пока возглавляет вуз меньше года — на этот пост его избрали в декабре 2015-го. После выборов он рассказывал о намерениях упрочить позиции вуза как поставщика самых качественных образовательных услуг в регионе. «Мы являемся фактическим лидером высшего образования области… Сейчас группа наших ученых пишет историю университета, работает в архивах. Документально подтверждается, что в 2018 году университету исполняется 100 лет», — рассказывал господин Стромов в одном из интервью. В нем же он заявлял о планах сделать университет «настоящей корпорацией, высокоорганизованным и эффективным сообществом»: «Опираясь на ресурсы этого сообщества, его участники смогут стать социальными лидерами с четко выраженной гражданской позицией и смелостью суждений».

В начале этого года стало известно, что в ТГУ на базе Института гуманитарного и социокультурного образования созданы три новых факультета: филологии и журналистики; истории, мировой политики и социологии; культуры и искусств. Весной ТГТУ в числе пяти других вузов Черноземья подал заявку на господдержку в создании инжинирингового центра «Техногенная безопасность и химическое машиностроение», где смогут оказывать услуги в сфере химической промышленности.

Ректор ТГТУ Михаил Краснянский отмечал, что направления подготовки университета «отражают структуру экономики региона»: машиностроение и химическая технология, энергетика, приборостроение, радиоэлектроника и связь, строительство и ЖКХ, транспорт, информационные технологии и автоматизация, пищевые и биотехнологии, техносферная безопасность и промышленная экология.

Сейчас в Тамбовской области учится свыше 33 тыс. студентов: бакалавров, специалистов и магистров. Меньше половины из них — 14 тыс. — на очной форме обучения. Подавляющее большинство (90%) учится в государственных вузах. По данным Министерства образования и науки РФ, пока самыми популярными в регионе остаются науки об обществе, их изучает более 36% студентов. На втором месте — инженерные и технологические специальности с долей почти 23%. 12% тамбовских студентов изучают медицину и медицинские науки, почти 8% — образование и педагогические науки, 7% — сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки. Математическим и естественным наукам отдают предпочтение почти 6% студентов, гуманитарным — свыше 4%. Самая маленькая доля — 3,5% — у специальностей, связанных с искусством и культурой.

Кластерный подход

Тенденция кластеризации в экономике не обходит стороной и систему вузов. Еще в 2004 году по решению ТГТУ, МГАУ и Воронежского университета инженерных технологий была создана ассоциация «Объединенный университет имени В.И. Вернадского». И недавно в ее состав включили новых членов — Крымский федеральный университет, Международный университета природы, общества и человека «Дубна», Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина, Липецкий государственный технический университет, ООО «НаноТехЦентр».

Сегодня, отмечает Михаил Краснянский, экономика Тамбовской области в значительной степени ориентирована на развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса. Анонсировано, что к началу 2017 года в регионе будет создан первый российский оборонный кластер, который формирует Объединенная приборостроительная корпорация. И ТГТУ уже работает «на опережение» в рамках решения задач кадрового обеспечения этой сферы. «Помимо того что мы планомерно осуществляем подготовку инженерно-технических кадров, вместе с предприятиями ОПК мы пересмотрели наши образовательные программы, усилили практическую часть, увеличили объемы целевой подготовки. Мы сориентировали содержание подготовки по целому комплексу направлений на перспективные потребности предприятий данного кластера», — резюмировал господин Краснянский.

Вся лента