Игра на опережение

Лидерские позиции ЛУКОЙЛа в переработке нефти и газа — следствие того стратегического курса, который компания взяла еще в начале 2000-х годов. Все проекты компании в сфере нефтепереработки и нефтехимии имеют три важные особенности: постоянная модернизация, замещение импорта и повышение доли премиальных продуктов в ассортименте. В итоге бенефициаром выполнения этих задач является также вся российская нефтяная отрасль, которая поднимается на новый технологический уровень.

Фото: ПАО «ЛУКОЙЛ»

В начале 2000-х годов на фоне растущих цен на нефть ЛУКОЙЛ начал развивать нефтеперерабатывающие мощности. Первым крупным объектом стал комплекс гидрокрекинга T-Star, запущенный на заводе ЛУКОЙЛа в Перми. На тот момент аналогов ему в стране не было. Далее были введены в строй установки изомеризации, каталитического риформинга и гидроочисток, благодаря которым уже в 2007 году был налажен выпуск первых в России моторных топлив "Евро-5", а полный переход на этот стандарт компания завершила в середине 2012 года. Между тем даже в странах Евросоюза этот переход случился двумя годами позже. Российские же власти инициировали начало модернизации нефтеперерабатывающей отрасли только в 2011 году. Были подписаны соглашения между вертикально интегрированными нефтяными компаниями, Ростехнадзором, Федеральной антимонопольной службой и Росстандартом, закрепившие обязательства по завершению основных программ к 2016 году.

Однако экономический кризис не позволил многим компаниям осуществить масштабные вложения в нефтепереработку, в результате сроки исполнения соглашений оказались значительно сдвинуты. ЛУКОЙЛ благодаря тому, что начал модернизацию своих НПЗ еще задолго до ухудшения рыночной конъюнктуры, смог первым выполнить свои обязательства перед государством по переходу на качественный стандарт топлива. Это случилось в 2016 году, с вводом комплекса гидрокрекинга на предприятии в Волгограде. Компания нарастила объемы производства качественных моторных топлив, попутно снизив выпуск мазута. За последние несколько лет объемы производства автомобильных бензинов увеличились более чем на 2,5 млн тонн/год.

Эталонная химия

На данный момент ПАО ЛУКОЙЛ является глобальной энергетической компанией, интересы которой представлены в добыче и переработке нефти и газа, нефтехимии, производстве масел и сопутствующей продукции, транспортировке, реализации нефтепродуктов, электроэнергетике. Сегодня компания географически присутствует более чем в 50 странах мира.

В химической и нефтехимической отрасли ПАО ЛУКОЙЛ присутствует с конца 1990-х — начала 2000-х годов. Именно тогда были приобретены предприятия, находящиеся в городах Буденновске (ООО "Ставролен"), Саратове (ООО "Саратоворгсинтез"), Калуше (Украина, "Карпатнефтехим"). Также нефтехимические объекты и объекты, производящие нефтехимическое сырье, есть в составе организаций нефтепереработки: производство ароматики в ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез", производство полипропилена и МТБЭ в "ЛУКОЙЛ Нефтохим Бургас АД", производство пропилена МТБЭ и ТАМЭ в "Петротел ЛУКОЙЛ СА" и производство пропилена в ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез".

ЛУКОЙЛ занимается нефтехимическим направлением с конца 1990-ых годов. Для развития сегмента производства масел в 2005 году компания создала отдельное подразделение — "ЛЛК Интернешнл". Сейчас ЛУКОЙЛ выпускает 1,3 тонны масляной продукции, которая продается более чем в 40 странах мира.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

С учетом производства базовых мономеров и готовой продукции ПАО ЛУКОЙЛ является одним из ведущих игроков на данных рынках. К примеру, пленочные марки полиэтилена производства ООО "Ставролен" уже давно являются эталоном на рынке. В последние годы предприятие предприняло серьезные шаги в части увеличения марочного ассортимента своей продукции. На рынок РФ были выведены стат- и блоксополимерные марки полипропилена, потребность в которых растет с каждым годом. Также в рамках развития месторождений Каспия на предприятии организована переработка попутного нефтяного газа.

ООО "Саратоворгсинтез" является единственным в РФ производителем нитрил акриловой кислоты и крупнейшим производителем цианида натрия, востребованного в золотодобывающей отрасли. На предприятиях ПАО ЛУКОЙЛ производится значительное количество нефтехимического сырья. В 2016 году представители компании на различных форумах и конференциях высказывали тезисы о возможном значительном крене нефте- и газопереработки в развитие нефтехимического направления. Уместно отметить, что для этого у компании есть все: опыт реализации масштабных проектов, высококвалифицированный персонал, сырьевая и ресурсная база. Вполне возможно, что ПАО ЛУКОЙЛ создаст новый тренд, очередной раз демонстрируя отрасли новые тренды ее дальнейшего развития.

Как по маслу

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Производство и продажа масел сегодня отдельное направление деятельности группы ЛУКОЙЛ. Моторные масла производятся на принадлежащих компании НПЗ в Перми, Волгограде. Помимо производства на своих мощностях ЛУКОЙЛ занимается также смешением масел из готовых компонентов (собственных и закупаемых у третьих лиц) на предприятиях в России, Финляндии, Румынии, Турции и Австрии. Доля ЛУКОЙЛа на российском рынке смазочных материалов составляет 45% в индустриальном секторе и более 30% в сегменте масел для легкового автотранспорта. Ежегодный объем производства масляной продукции компании превышает 1,3 млн тонн. При этом география поставок охватывает более чем 40 стран мира.

Для развития бизнеса масел в 2005 году на базе департамента производства и продаж масел ПАО ЛУКОЙЛ было создано 100-процентно дочернее предприятие ООО "ЛЛК-Интернешнл", которое стало единым центром ответственности и концентрации всех ресурсов по обеспечению эффективной системы управления и развития "масляного" направления. Сегодня компании удается достаточно успешно решать задачу по развитию продуктового ассортимента, который бы соответствовал современным требованиям: за последние несколько лет ассортимент продукции расширился с 230 до 336 марок. Только в прошлом году были разработаны и поставлены на производство 37 новых продуктов. Одобрение на моторные, трансмиссионные и индустриальные масла дали 47 российских и зарубежных компаний--производителей оборудования.

География поставок масел и количество партнеров группы ЛУКОЙЛ продолжает увеличиваться. Компания поставляет фирменные масла "ЛУКОЙЛ Интего" ОАО ММК, по контракту обеспечивает высокоэффективными маслами одну из ведущих угледобывающих компаний мира и крупнейшего производителя угля в России — ОАО СУЭК. Крупнейший в Европе производитель автомобильных рессор, поставщик ОАО КамАЗ, ОАО "АЗ "Урал"", ОАО УАЗ, ОАО НефАЗ также использует масла группы ЛУКОЙЛ.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Помимо производства продукции для конечных потребителей ЛУКОЙЛ активно развивается как поставщик смазочных материалов для конвейерной заливки. Например, завод в городе Вене (Австрия) по результатам аудита получил сертификацию на соответствие требованиям стандарта немецких автопроизводителей VDA 6.3. Трансмиссионное масло ЛУКОЙЛ ATF поставляется в качестве масла первой заливки для автоматической коробки передач для автобусов (ГМП) DIWA производства Voith Turbo.

Достаточно успешно реализуется программа судовых масел. Знаковым для "масляного" бизнеса компании стал 2014 год: после того как на одной из крупнейших профильных выставок в Гамбурге ЛУКОЙЛ презентовал новую линейку биоразлагаемых синтетических масел, соответствующих самым жестким требованиям и современным стандартам безопасности, и продемонстрировал инновационную систему смазки iCOlube, был заключен ряд знаковых контрактов на рынке судовой бункеровки. Так, масла "ЛУКОЙЛ Навиго" начали использоваться в судах компании Carnival Group (P&O Cruises), включая флагман мирового пассажирского флота Queen Mary II. Также ЛУКОЙЛ получил право первой заливки на новый флагман компании лайнер Britannia. Был подписан контракт с Oman Shipping Company на поставку всех судовых смазочных материалов для флота Государственной судоходной компании Султаната Оман — 43 судна грузоподъемностью 300-400 тыс. тонн каждое.

Ведутся поставки масел в Mediterranian Shipping Company для 130 крупнотоннажных судов, включая 20 самых крупных в мире контейнеровозов, строящихся в КНР и Южной Корее. По информации компании "ЛЛК-Интернешнл", группа ЛУКОЙЛ преодолела десятипроцентный рубеж мирового рынка, и сегодня компания представлена более чем в 900 портах мира практически на всех континентах.

Константин Николаев

Вся лента