Кредиты вписались в налоговые схемы
Налоговики проверят отношения банков и компаний
ФНС выявила новую схему выводов активов компаний для уклонения от уплаты налогов — через банковские кредиты. Ранее компании были менее изощренными, хотя, возможно, такие случаи просто не попадали в поле зрение налоговиков. Теперь же они будут искать во время проверок подобные схемы. Излишняя старательность налоговых инспекторов может ударить по добросовестным банкам, опасаются эксперты.
На днях бюджет получил от Примсоцбанка 34 млн руб. налогов, уплаченных банком за своего заемщика — компанию-автодилера "Авторитет-Авто". Поспособствовала этому МИ ФНС N10 по Приморскому краю, которая выявила и доказала в суде схему вывода активов с участием банка. Суть дела в следующем. В компании "Авторитет-Авто" проводилась выездная налоговая проверка. Во время нее деятельность "Авторитет-Авто" была переведена во вновь созданную "Авторитет-Авто+". Активы, а именно здания дилерского центра "Ниссан", во время проверки "Авторитет-Авто" перешли Примсоцбанку в счет погашения кредита, по которому были заложены. К моменту окончания выездной проверки взыскать с "Авторитет-Авто" налоги, штрафы и пени не удалось: у компании не было ни средств, ни активов.
Юридически Примсоцбанк, "Авторитет-Авто" и "Авторитет-Авто+" не являлись связанными сторонами. Однако налоговики доказали связь фактическую. У компаний "Авторитет-Авто" и "Авторитет-Авто+" был общий руководитель, один адрес регистрации, общие телефоны, сайт, сотрудники. Установили и связь с банком: учредитель "Авторитет-Авто+" являлся сотрудником банка, его мать руководила компанией, принадлежащей предправления банка Дмитрию Яровому, и проживала в его квартире. В качестве уставного капитала "Авторитет-Авто+" был внесен вексель Примсоцбанка. Компания "Авторитет-Авто+" располагалась в здании дилерского центра (ранее принадлежащего "Авторитет-Авто"), арендуя его у банка. Примсоцбанк активно кредитовал "Авторитет-Авто". Хотя кредиты в срок не возвращались, банк продолжал открывать новые кредитные линии. Подобные условия кредитования также говорят о связанности сторон, заключили налоговики. По одному из таких кредитов и было заложено здание дилерского центра "Ниссан".
Установив связь, налоговики подали иск о взыскании начисленных в ходе проверки налогов "Авторитет-Авто" с Примсоцбанка. Первая судебная инстанция усомнилась в связи банка и компании, но и апелляционная, и кассационная инстанции встали на сторону налоговиков и признали взыскание налогов с банка законным. Банк погасил долг, но подал исковое заявление в Верховный суд РФ, дата заседания пока не назначена.
Спор, когда ИФНС предъявляет требования по налогам компании-заемщика к банку-кредитору, в арбитражной практике встречается впервые, указывают юристы. "Перевод бизнеса во время выездных проверок с целью уклонения от уплаты налогов не редкость, однако активы обычно переводятся во вновь созданную компанию,— отмечает управляющий партнер "Ренессанс Lex" Георгий Хурошвили.— Как правило, если налоговики видят вывод активов, то стараются взыскать недоимку с вновь созданной организации".
В ходе выездных проверок инспекторы активно используют удачную арбитражную практику в свою пользу, отмечают эксперты, полагая, что данный случай не станет исключением. Таким образом, любой банк рискует получить требование по уплате налогов за якобы связанную с ним компанию. В данном судебном споре умышленная схема вывода активов прослеживается достаточно четко, отмечают эксперты, но могут быть и досадные совпадения. "Есть риск, что теперь налоговики будут искать фактическую зависимость даже в тех случаях, когда ее в принципе не существует,— отмечает партнер юридической фирмы Taxology Леонид Сомов.— Инспекторы могут заподозрить вывод активов при взыскании банком долгов с заемщика за счет изъятия залогов, если это совпадет по времени с проверкой". По словам Георгия Хурошвили, в судебном решении есть опасная фраза — "признаны судом зависимыми по основаниям, хотя прямо и не предусмотренным законом, но позволяющим сделать однозначный вывод о наличии такой зависимости", что в целом нарушает презумпцию добросовестности налогоплательщика. Исходя из этой трактовки, банкам придется доказывать, что они непричастны к выводу активов, заключает он.