Экстрадиции помешала угроза смертной казни
Верховный суд России требует гарантии осужденному южнокорейцу
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда (ВС) РФ приостановила экстрадицию гражданина Республики Корея Лим Чун Гена, приговоренного на родине за мошенничество к одному году тюрьмы. Как посчитал суд, южнокорейская сторона не представила доказательств того, что бизнесмен, проживающий в России 14 лет, не будет подвергнут новому уголовному преследованию. Вопрос о возможности выдачи предпринимателя, находящегося под стражей в СИЗО Владивостока, повторно рассмотрит Приморский краевой суд.
21 июня текущего года Генпрокуратура РФ удовлетворила запрос Министерства юстиции Республики Корея о выдаче господина Лима для исполнения приговора местного суда от 4 июля 2013 года. Как говорится в материалах ВС, господин Лим осужден за "неоконченное мошенничество (обман)" на сумму 150 772 095 южнокорейских вон (7,8 млн руб. по курсу ЦБ) к одному году тюремного заключения. Защита предпринимателя обжаловала решение надзорного ведомства, но 31 августа Приморский краевой суд признал законной экстрадицию гражданина Республики Корея. После этого господин Лим направил апелляционную жалобу в судебную коллегию по уголовным делам ВС.
Адвокат Владимир Тен сообщил "Ъ", что его подзащитный живет на территории РФ с 2002 года, хотя и не имеет российского гражданства, и занимается бизнесом. "Решение южнокорейский суд принимал без участия моего клиента, заочно. Он виновным себя не признает",— пояснил господин Тен. В феврале прошлого года господин Лим по запросу южнокорейской стороны был арестован и в настоящее время находится в СИЗО Владивостока. "Мы считаем, что возможная экстрадиция являлась бы нарушением международного законодательства о правах человека",— сказал адвокат.
В решении ВС говорится, что отношения между РФ и Республикой Корея в сфере выдачи обвиняемых и осужденных регулируются Европейской конвенцией о выдаче 1957 года. Согласно п. 1 ст. 14 этой конвенции выдаваемое лицо не может привлекаться к ответственности за деяние, не указанное в запросе о его выдаче. Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ (п. 3 ч. 3 ст. 462) также предусматривает, что выдача может быть произведена в случае, когда иностранное государство гарантирует, что лицо, подвергаемое экстрадиции, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе.
Между тем, посчитал ВС, "гарантии соблюдения запрашивающим государством положений ст. 14 Европейской конвенции о выдаче во взаимосвязи с положениями п. 3 ч. 3 ст. 462 УПК РФ, согласно которым Лим Ч. Г. не будет подвергнут уголовному преследованию, осужден или задержан в целях исполнения приговора за любое преступление, совершенное до его передачи, кроме преступления, в связи с которым он был выдан, отсутствуют".
"С учетом того что Уголовный кодекс Республики Корея предусматривает такой вид наказаний, как смертная казнь, отсутствие гарантий непривлечения лица к уголовной ответственности за деяние, не указанное в запросе о его выдаче, является не только нарушением международного и российского права, что само по себе недопустимо, но создает угрозу праву на жизнь экстрадируемого лица в случае его привлечения к ответственности за деяние, наказуемое смертной казнью",— указано в решении апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по уголовным делам ВС постановление Приморского краевого суда от 31 августа в отношении господина Лима отменила, материалы направлены на новое судебное разбирательство в тот же суд. "При новом судебном разбирательстве суду первой инстанции необходимо убедиться в наличии всех условий для выдачи лица и необходимых гарантий со стороны иностранного государства, предусмотренных международным и российским правом",— сказано в решении коллегии.
Повторное рассмотрение в Приморском краевом суде вопроса о законности экстрадиции господина Лима в Южную Корею назначено на 27 декабря.