Для круизов в Крым просят господдержку
Путешествия по Черному морю оказались убыточными
Минтранс поставил частным инвесторам жесткие сроки для подготовки предложения о запуске круизного сообщения между Крымом и Краснодарским краем. За месяц частный бизнес должен сформулировать инвестиционное решение. При этом в Минтрансе не исключают, что с учетом убыточности вопрос придется решать подведомственному ФГУП «Росморпорт». В 2011 году ФГУП уже приобретал два пассажирских катамарана для пассажирских перевозок на Черном море, но проект оказался нерентабельным. В Минтрансе и в туротрасли уверены, что организация круизных перевозок не сможет состояться без господдержки.
В среду в Севастополе на заседании Морской коллегии при правительстве обсуждали запуск круизного пассажирского движения между Крымом и Краснодарским краем в туристический сезон 2017 года. Соответствующее поручение было дано в сентябре на заседании Госсовета Владимиром Путиным. Но в Минтрансе считают, что из-за высокой убыточности проект придется реализовывать подведомственному ему ФГУП «Росморпорт».
По подсчетам министерства, организация регулярного круизного сообщения может быть эффективна на маршруте Сочи—Новороссийск—Ялта—Севастополь—Стамбул—Сочи. Как уточнил на заседании Морской коллегии замминистра транспорта, руководитель Росморречфлота Виктор Олерский, из-за необходимости заходить в порты Крыма чартер судна невозможен (западные санкции, по сути, запрещают вести любой бизнес с Крымом). Требуется собственное судно под российским флагом, но их на рынке немного — всего четыре-пять единиц, которые отвечают поставленной задаче. По словам господина Олерского, стоимость такого судна вместимостью около тысячи человек — $10–12 млн. С учетом операционного лизинга при эксплуатации в эффективное время (с апреля по октябрь) и загрузке в первый год около 500 человек на рейс убыток компании составит 200 млн руб. в год. При госсубсидиях он сократится до 47 млн руб. По словам господина Олерского, работа в ноль по такой модели возможна при увеличении загрузки на линии до 750 пассажиров на рейс, и, чтобы повысить эффективность работы судна, Минтранс предлагает рассмотреть возможность эксплуатации круизных лайнеров на линии Севастополь—Стамбул круглогодично. Виктор Олерский также предложил внести Севастополь и Ялту в постановление правительства, которое определяет список портов, где пассажирам круизных судов разрешен безвизовый въезд в РФ на 72 часа. В Минтрансе также уверены, что Минфину необходимо выделить субсидии на закупку судов для круизов хотя бы на два года с момента запуска линии. В Минтрансе и Минфине в среду на запрос “Ъ” не ответили.
По словам Виктора Олерского, предложений от бизнеса по участию в этом проекте «практически нет», консультации с Минтрансом по этому вопросу ведет компания «Совфрахт» (уже находится под санкциями США). Гендиректор и совладелец «Совфрахта» Дмитрий Пурим в среду сообщил “Ъ”, что компания имеет более чем десятилетний опыт эксплуатации круизных судов на международных маршрутах. «К данному проекту интерес есть не только у бизнеса: наблюдается устойчивый спрос у потребителя на черноморские круизы,— говорит он.— По данным исследований, отложенный спрос оценивается в объеме до 20 тыс. человек за круизный сезон». Проблема в том, что сезон ограничен несколькими месяцами в году, определенной преградой являются и высокие портовые сборы, говорит господин Пурим, но при этом на рынке есть почти десяток судов, которые могли бы работать на этом маршруте. Поручение президента дает толчок для принятия бизнесом решения, для которого Росморречфлот, правительства Крыма и Севастополя создадут режим наибольшего благоприятствования, полагает он. По статистике, каждый круизный пассажир тратит на берегу (экскурсии, рестораны, сувениры) средства, как минимум эквивалентные стоимости круиза, заключает Дмитрий Пурим.
В последние годы уже предпринимались попытки по организации пассажирских перевозок на Черноморском побережье. В 2011 году «Росморпорт» приобрел два пассажирских катамарана «Сочи-1» и «Сочи-2». Суда должны были использоваться для сообщения между черноморскими городами. В летнюю навигацию 2014–2015 годов они эксплуатировались на маршрутах между Анапой и Феодосией, а также Анапой и Ялтой. Но в начале туристического сезона 2016 года из-за нерентабельности маршруты были отменены, а катамараны подарены детским центрам «Орленок» и «Артек». Первые два года круизная компания «Водоходъ» выступала в качестве турагента перевозок на катамаранах и отвечала за реализацию билетов. По словам коммерческого директора «Водохода» Андрея Смолина, теоретически аналогичная схема может быть применена и на круизных маршрутах между Крымом и Краснодарским краем. Он не исключил, что в будущем компания могла бы взять на себя функции оператора в этом «перспективном» проекте в случае поступления подобного предложения. Как сообщали ранее «Ведомости», «Водоходъ» собирается подписать с Объединенной судостроительной корпорацией соглашение о строительстве пассажирского лайнера «река-море». Строительство первого такого судна началось в этом году на судостроительном заводе «Лотос» в Астрахани.
По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Юрия Барзыкина, в рамках прошедшего в ноябре Международного туристского форума в Сочи с туроператорским сообществом обсуждались перспективы возобновления двух круизных линий — одна включает в себя Стамбул, а вторая предполагает поездки только между Крымом и Сочи. «Сейчас есть туроператоры, готовые взяться за этот проект и обеспечить большие блоки мест,— отмечает он.— Остается вопрос с господдержкой и субсидированием проекта: для туристических компаний он слишком затратный». По словам господина Барзыкина, финансовое участие в этом проекте готовы принять власти Краснодарского края и Крыма, но в какой форме — еще не решено. «Один из существующих проектов предполагает использование на Черном море судов, которые сейчас осуществляют круизы из Санкт-Петербурга в Европу»,— добавляет он. Господин Барзыкин не сомневается, что туроператорам удастся обеспечить достаточный спрос на черноморских маршрутах. «Но есть проблема с коротким сезоном: навигация возможна по сути с мая по октябрь, чем будут заняты суда в остальное время года — не ясно,— рассуждает он.— Второй вопрос — стоимость поездки: с января между Адлером и Симферополем будет возобновлено авиасообщение, в дальнейшем откроется проезд по Керченскому мосту, и цена путешествия морем должна быть конкурентоспособной».
Гендиректор Pac Group Илья Иткин сомневается, что круизы по внутренней акватории сразу смогут рассчитывать на высокий спрос. «Этого продукта на рынке нет много лет, соответственно, спроса на него тоже, придется его формировать — вкладываться в продвижение»,— говорит он. При этом, по мнению господина Иткина, на маршруте нецелесообразно использовать большие западные корабли: «Речь может идти о судах на 500–700 пассажиров, построенных достаточно давно». Господин Иткин соглашается с тем, что реализация этого проекта будет интересна потенциальным инвесторам только при наличии господдержки.
Один из собеседников “Ъ” на туристическом рынке сомневается, что решение о круизном сообщении между Крымом и Стамбулом имеет большое значение для туроператоров. «Речь идет в основном о политическом аспекте, выходе Крыма из международной изоляции,— рассуждает он.— Такие путешествия теоретически могли бы быть интересны гражданам Турции, которым сейчас необходима виза для туристических поездок в Россию: как пассажиры круизных судов они могли бы рассчитывать на 72-часовой свободный транзит».