«Происходит консервация»
Воронежская гордума потратила на отмену выборов мэра облцентра 15 минут
У жителей Воронежа больше нет возможности выбирать себе мэра. За внесение соответствующих изменений в устав облцентра вчера проголосовали 27 из 33 присутствовавших на заседании гордумы депутатов. Против инициативы трех депутатов-единороссов оказались лишь шесть представителей оппозиции. Дискуссии перед голосованием не получилось: на одинокое выступление коммуниста Константина Ашифина, который призвал «не подставлять свои шеи», коллеги ответили молчанием. Воронеж был последним облцентром Черноземья, где сохранялись прямые выборы мэра. В стране таких городов осталось девять. Эксперты считают, что власти Воронежской области, поддержавшие реформу, минимизируют риски в преддверии выборов 2018 года.
Вопрос о внесении изменений в устав Воронежа, фактически упраздняющих выборы мэра города, был первым в повестке дня семнадцатого заседания городской думы четвертого созыва. Оно началось в 10 часов. А в 9.45 мимо здания парламента проехал кортеж губернатора Алексея Гордеева. После того как он в конце октября заявил „Ъ“, что в пользу реформы говорит слабый интерес избирателей к выборам и практика других крупных российских городов, перешедших под управление сити-менеджерами, надеяться на иной исход вчерашнего голосования не приходилось. В единственном предваряющем голосование выступлении депутата Константина Ашифина была в основном грустная констатация факта.
«Мы уже много раз выступали, знаем, кем механизм был запущен, а дума потом лишь соблюла формальности, — рассказывал господин Ашифин. — Не состоялась дискуссия по этому вопросу, она оказалась не нужна, как и не нужны компромиссы. Но, следуя логике объяснений необходимости отмены тем, что люди могут выбрать некомпетентного человека, зачем тогда оставлять им право выбирать некомпетентного губернатора, президента, тех же депутатов?» «Выборы — это инструмент, а не самоцель. Но инструмент чей? Независимые суды и пресса — это те же самые инструменты. Отменяя выборы, мы словно убираем подпорки под зданием государственности, которое строили все последние годы. Тревожно. Если демократию мы уже не строим, а советское государство разрушили, что будет дальше? Задача выборов — снижать напряжение в обществе. И президент не раз выступал за расширение перечня выборных муниципальных должностей. Получается, когда вам выгодно, президент для вас указ, а когда невыгодно — нет. Если вспоминать слова нашего коллеги, что город — это предприятие и ему нужен директор, то у меня вопрос — кто акционеры, учредитель? В чьих интересах мы отменяем выборы? Явно не жителей. Если бы было точно понятно, что этот инструмент уже никому не нужен, то и дискуссия бы не требовалась. Но мы видим, что на общественных слушаниях большинство было против изменений, социологи приводили те же данные», — напомнил Константин Ашифин.
«Я убежден, что это федеральный тренд. Нацелен он на максимально долгое удержание власти в одних руках. У нас происходит консервация. Мы не видим новых лиц и спин, но подставляем свои шеи, принимая такие решения. Любое затягивание гаек приведет к срыву конструкции. Мы останемся в истории Воронежа как депутаты, которые отобрали у людей право выбирать мэра. Наверное, это будут исправлять уже другие парламентарии», — резюмировал господин Ашифин.
Аплодисментов не последовало. Еще один член фракции КПРФ Андрей Померанцев попросил коллег предоставить слово от лица общественной палаты города активисту Константину Квасову. Но спикер Владимир Ходырев заметил, что слушания, где звучали самые разные мнения, уже были: «Не вижу смысла в этом выступлении». Тут же председатель поставил вопрос на голосование. В зале присутствовали 33 из 36 депутатов. 29 из них были за обновленный устав. Против оказались лишь оппозиционеры: четыре коммуниста (в их числе Светлана Звягина и Владимир Калинин), представители «Справедливой России» Олег Турбин и ЛДПР Олег Бурцев. Рассмотрение первого вопроса закончилось в 10.15. Остальные вопросы из повестки дня разбирались еще активнее. Заседание продлилось около 40 минут.
В самом конце спикер Владимир Ходырев обратился к присутствующим, отметив, что «год был непростой, противоречивый». Он поблагодарил за совместную работу мэрию, контрольно-счетную палату и правоохранителей: «Мы старались, чтобы людям жилось комфортно, без эксцессов». Градоначальник Александр Гусев, покидая зал, заверил корреспондента „Ъ“, что не собирается уходить со своего поста раньше времени: «Нового руководителя узнаете через два года».
Авторами изменений в устав Воронежа стали единороссы Александр Головин, Николай Гребенкин и Олег Захаров. Воронеж был последним облцентром Черноземья, где сохранялись прямые выборы мэра. Сторонники нововведений главными аргументами называли экономию бюджетных средств и желание поставить во главе города «профессионала». Теперь прямые выборы мэров сохраняются только в девяти российских региональных центрах — Хабаровске, Анадыре, Кемерове, Томске, Абакане, Якутске, Новосибирске, Майкопе и Екатеринбурге (не считая городов федерального значения).
Эксперты напоминают, что мэры крупных российских городов с середины 1990-х годов до начала нулевых были влиятельными региональными, а иногда и федеральными игроками. Но после муниципальной реформы 2014 года они стали выполнять роль фактически заместителей губернатора на вверенной им территории. Всенародное голосование за мэров стало исключением, избранных глав сменили назначенцы, большинство из которых — ставленники глав регионов. С отменой выборов муниципальное управление полностью встраивается в вертикаль власти. Политолог Владимир Слатинов считает, что обсуждения отмены выборов мэра в Воронеже не получилось из-за партийной дисциплины: «Фактически нововведения поддержала областная власть, и депутаты не могли пойти против нее. А региональные чиновники страхуются от рисков в 2018 году, когда будут проходить президентские выборы. Конечно, имиджевые потери для них есть, но минимизация рисков важнее».
Как теперь будут выбирать мэра Воронежа
Согласно решению гордумы Воронежа, избрание главы будет происходить также на пять лет, но выбирать его будут не жители города, а депутаты из числа кандидатов, представленных комиссией (сформированной совместно с региональными властями) по результатам конкурса. Причем гордума «вправе назначить конкурс по отбору кандидатов до окончания срока», на который на муниципальных выборах был избран действующий мэр. Но вступает в должность новый градоначальник «не ранее дня прекращения полномочий главы, избранного на выборах».