Гусеничный ход времени
В 2017-2020 годах Уралмашзавод намерен поставить на поток выпуск и продажи нового якорного продукта — гусеничного карьерного экскаватора ЭКГ-18. С 2017 года выпуск модели будет происходить по одной машине в месяц. На предприятии рассчитывают, что эта разработка потеснит на российском рынке продукцию зарубежных конкурентов.
ЭКГ-18 представляет собой машину для разработки полезных ископаемых и пород вскрыши в тяжелых горно-геологических условиях. В зависимости от потребностей компаний экскаватор может работать с ковшами разного объема.
Первые ЭКГ-18 с объемом ковша от 18 до 22 куб. м. пришлись на начало 2010-х годов, когда Уралмашзавод выполнил заказ для предприятия Уральской горно-металлургической компании "Кузбассразрезуголь".
Первый экскаватор начал работать в конце 2011 года в ОАО "УК "Кузбассразрезуголь"", второй — спустя почти два года на ПАО "Южный Кузбасс". Третий был запущен в сентябре 2014 года на ПАО "Михайловский горно-обогатительный комбинат", после чего на ЭКГ-18 начали обращать внимание участники рынка. "Мы поставили модель на испытания. И с 2015 года стали интенсивно продвигать эту машину. На этот раз наши усилия увенчались успехом",— рассказал господин Гуницев. Уралмашзавод сейчас наращивает выпуск и продажи ЭКГ-18: две новые машины были введены в эксплуатацию в августе текущего года на объектах АО "Полюс" и "Кузбассразрезугля", в октябре — в ООО "Разрез Березовский". Еще ряд машин отгружается до начала 2017 года, в производстве находятся машины, предназначенные для холдинговой компании "Якутуголь" и Ковдорского горно-обогатительного комбината. В 2017 году Уралмашзавод намерен изготовить не менее 12 машин ЭКГ-18, далее производство экскаваторов планируется поставить на поток.
Как рассказал главный конструктор карьерных экскаваторов ПАО "Уралмашзавод" Александр Крагель, машина может эксплуатироваться с ковшами 16 куб. м (объемная масса — до 2,5 тонны на 1 куб. м), 18 куб. м (до 2 тонн), а также по специальному заказу Уралмашзавод может изготовить ковш объемом 24 куб. м. Проектировали ковши на Уралмашзаводе, используя собственную математическую модель. "Конструктивными особенностями модели являются двухбалочная рукоять и цифровая система управления. Еще одно наше новшество — малоопорный двухгусеничный ход открытого типа",— пояснил господин Крагель. Вместо системы электропривода "генератор-двигатель" на машине используется современный регулируемый электропривод переменного тока с частотным регулированием. Это позволяет сократить энергетические и эксплуатационные затраты при работе ЭКГ. Информационная система позволяет в режиме реального времени следить за работой всех узлов и систем машины. Программа в считаные секунды предоставляет информацию с сотни датчиков. Кабина экскаватора имеет удобное рабочее место и оборудована современной системой кондиционирования.
ЭКГ-18 признан соответствующими требованиям безопасности Таможенного союза, согласно принятой декларации до 2019 года. Декларация позволяет Уралмашзаводу реализовывать ЭКГ-18 на территории союза. Подтверждение соответствия экскаваторов требованиям технического регламента еще раз доказывает надежность, эффективность и безопасность нашей техники.
Примерно 70-80% заказов на ЭКГ-18 приходится на предприятия угольной промышленности. Среди покупателей — АО "УК "Кузбассразрезуголь"", ЗАО "Стройсервис", ОАО "Мечел-Майнинг".
По мнению экспертов, отечественная экскаваторная техника в ближайшие годы будет пользоваться все большим спросом. Причина — устаревание парка карьерной техники на горнодобывающих предприятиях. "Предприятия укомплектованы техникой со сверхнормативным сроком службы, которая требует скорейшего обновления",— рассказал академик Российской академии наук Николай Мельников. По его оценкам, канатные экскаваторы производства екатеринбургского Уралмашзавода, а также петербургского предприятия ИЗ-КАРТЭКС могут увеличить свою долю в сегменте, который ранее занимала исключительно гидравлическая техника. Обязательным для расширения доли рынка является развитие сервиса на территориях — именно благодаря этому получила распространение гидравлическая техника. По мнению участников рынка, екатеринбургскому предприятию необходимо активно перенимать этот опыт, чтобы увеличить продажи своих гусеничных экскаваторов.