Оптимизм с низкого старта
Экономика Воронежской области через 14 лет может вырасти почти вдвое
К 2030 году объем экономики Воронежской области может вырасти в 1,6-1,8 раза по сравнению с 2015-м. Это следует из утвержденного на днях долгосрочного прогноза социально-экономического развития региона. В ближайшие 14 лет среднегодовой рост экономики должен более чем в полтора раза превышать общероссийский и составить как минимум 3,4%. По итогам 2016 года также ожидается рост макроэкономических показателей региона: его экономика за год оценочно выросла более чем на 1%.
В прогнозе социально-экономического развития Воронежской области приводятся основные макроэкономические показатели 2016 года (по предварительным оценкам) и краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы, основанные на двух сценариях развития экономики РФ — базовом и пессимистичном. По данным составителей (документ объемом более 110 страниц подготовил областной департамент экономического развития), по итогам нынешнего года показатели региона значительно отличаются от общероссийских — по динамике развития промышленности (103,2% при 100,2% по стране), инвестициям в основной капитал (100,2 и 96,9%), обороту розничной торговли (100,3 и 95,4%) и реальным денежным доходам (100,1 и 97,2%). Выросли за год сельское хозяйство, номинальная зарплата и потребительские цены, а вот реальная зарплата снизилась.
До 2030 года регион должен наращивать все основные макроэкономические показатели — и по базовому, и по пессимистичному прогнозу. В среднем ВРП, который в 2015 году составил около 795 млрд руб., ежегодно может прибавлять 3,8% (по пессимистичному сценарию — 3,4%), промышленность — 5,5 и 4,9% соответственно, сельское хозяйство — 4 и 3,7%. Инвестиции в основной капитал должны расти в среднем на 2,4-4,9%, оборот розничной торговли — на 2,6–3%, реальная зарплата — на 1,9–2,8%, реальные доходы населения — на 3,7–4,1%.
В абсолютном выражении годовой объем инвестиций в основной капитал должен к 2030 году составить 1,02 трлн руб. по базовому сценарию и 725 млрд руб. по пессимистичному. Для достижения таких показателей предполагается продолжить реализацию ряда стимулирующих мероприятий, принципиально новых концепций не предлагается. На динамике показателя негативно отразится завершение в 2019 году инвестиционного цикла концерна «Росэнергоатом» по строительству новых энергоблоков Нововоронежской АЭС, а позитивно — реконструкция трассы М-4 «Дон» (обход Лосева и Павловска) и строительство двухпутной электрифицированной железной дороги в обход Украины (Журавка — Миллерово).
Темпы развития агропромышленного комплекса во многом будут обусловлены развитием мясного кластера. До 2030 года «область сохранит позиции крупнейшего аграрного региона РФ по объему производимой продукции сельского хозяйства», констатируется в прогнозе, из-за чего «возрастут ресурсы для экспорта». В промышленности в рамках «новой индустриализации» опережающими темпами должны будут развиваться электроэнергетика, добыча полезных ископаемых, производство транспорта (за счет авиазавода) и пищевых продуктов (в первую очередь сахара и молочных продуктов). А объем промышленного производства должен в 2030 году вырасти как минимум вдвое к 2016-му (при 24-32,2% в целом в РФ). В структуре промышленности коренных изменений не предполагается.
Зато не ждут авторы прогноза улучшения демографической ситуации. С 1990 года численность постоянного населения области сократилась на 140 тыс. человек до 2,33 млн. В случае принятия мер по улучшению демографии и сохранению миграционного притока численность населения к 2030 году не вырастет, а лишь стабилизируется на нынешнем уровне. Но при этом изменится его структура. Сейчас в Воронежской области доля пенсионеров старше 80 лет составляет 4,1% при 3,1% в РФ, доля экономически активного населения будет лишь снижаться. В 2030-м число занятых даже по базовому сценарию может снизиться на 48,8 тыс. человек до 1,06 млн, в результате чего доля занятого населения сократится с 47,4 до 45,3%. Меры по повышению активности многодетных родителей и пожилых людей смогут лишь частично компенсировать снижение численности населения в трудоспособном возрасте.
Невысоким в 2030 году ожидается и рост реальной зарплаты — лишь на 10% к 2015 году. Зато уровень бедности в регионе с 9,3% должен снизиться в базовом варианте до 4,5%, в пессимистичном — до 4,9%. Предполагается «изменить структуру потребления в пользу продукции более высокого качества». Безработица в Воронежской области к 2030 году может снизиться незначительно — с 4,5 до 3,8–3,9%, полагают авторы исследования. Но уже к 2020 году планируется устранить дисбаланс между спросом на трудовые ресурсы и структурой подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Драйверами развития инновационной экономики должны стать шесть-восемь вузов (сейчас всего их в области 16).
Муниципальные образования планируется развивать в рамках семи управленческих округов — Воронежского, Борисоглебского, Лискинского, Аннинского, Россошанского, Павловского и Бутурлиновского
(Калачеевского). Под ними понимаются «виртуальные объединения», имеющие схожие показатели социально-экономического развития. Одним из драйверов развития промышленности в них названо создание сахарного кластера, а также кластера по производству растительного масла с центрами в Каширском и Павловском районах. «Дееспособные» промышленные объекты планируется перемещать из Воронежа в пригородные районы. В развитии транспорта ключевыми задачами будут развитие железнодорожного сообщения (в частности, строительство вокзала Воронеж-3), а также создание сети грузовых терминалов в райцентрах, находящихся на федеральных трассах. Для развития туризма предлагается придать статус природных или национальных парков существующим экотуристским кластерам. Это помимо прочего позволило бы довести долю особо охраняемых природных территорий до 10%, рекомендованных международным союзом охраны природы.
Принимавший участие в обсуждении прогноза доктор экономических наук Юрий Трещевский полагает, что заданные в программе индикаторы «вполне достижимы». «2015 год, выбранный базовым для многих показателей, сам по себе не самый благоприятный, так что имеет место эффект низкой базы. Следует отметить, что демографические показатели обычно очень точны, а экономические индикаторы корректируются каждый год, — отмечает господин Трещевский. — Но главная задача, которую выполняет прогноз, — обозначение направления, в котором предстоит идти. У региона появилась перспектива». Как поясняют эксперты, прогноз, подписанный губернатором Алексеем Гордеевым в начале декабря, может стать базой для ведущейся разработки долгосрочной стратегии социально-экономического развития Воронежской области.