Маленькая победоносная война становится все больше и больше
На севере Сирии Турция втягивается в противостояние с "Исламским государством"
Турецкая армия понесла самые серьезные единовременные потери с момента своего вмешательства в конфликт на севере Сирии четыре месяца назад. В боях с отрядами "Исламского государства" в окрестностях города Эль-Баб, по данным командования, за минувшие сутки погибли 16 и были ранены 33 военнослужащих. Сирийская кампания, задуманная как маленькая победоносная война и успешно развивавшаяся на начальной стадии, превращается в серьезную головную боль для турецкого руководства.
В ходе операции "Щит Евфрата", которую турецкие войска начали 24 августа 2016 года, наиболее ожесточенные бои развернулись в последние дни на подступах к городу Эль-Баб, контролируемому отрядами запрещенного в России "Исламского государства" (ИГ). Наступление, которое ведут на него турецкие войска и отряды сирийских оппозиционеров, столкнулось с ожесточенным сопротивлением исламистов. Активно используя смертников, радикалы нанесли своим противникам самые тяжелые потери с начала операции.
Только за одни сутки, по сведениям турецкого генштаба, вооруженные силы страны потеряли 16 человек убитыми (всего за время операции "Щит Евфрата" безвозвратные потери турецкой армии составили 35 человек). Кроме того, еще несколько десятков человек убитыми потеряли в окрестностях Эль-Баба поддерживаемые Анкарой отряды оппозиционной Свободной сирийской армии.
Вчера в турецком парламенте предварительный отчет о ходе операции "Щит Евфрата" депутатам представил министр обороны Фикри Ышык. По его словам, с конца августа от ИГ была очищена территория площадью 2 тыс. кв. км, уничтожено более тысячи боевиков группировки. Как утверждал министр, "операция в Эль-Бабе вышла на этап зачистки города от ИГ". В том же духе на вчерашней пресс-конференции в Анкаре высказался президент Реджеп Тайип Эрдоган. "ИГ в Эль-Бабе доживает последние дни",— заявил глава государства.
Впрочем, последние сообщения с театра военных действий свидетельствуют скорее об обратном. Так, на некоторых участках исламисты провели успешные контратаки и даже отбили у штурмующих город турецких военных два танка "Леопард" германского производства и один БМП. Турецкие силы, ведущие наступление на Эль-Баб, увязли на подступах к городу. И ничто не указывает на то, что в обозримом будущем им удастся добиться решающего успеха, анонсированного политиками.
"Для турок операция "Щит Евфрата" поначалу развивалась достаточно успешно, им без большого труда удалось оттеснить силы ИГ вглубь территории Сирии",— напоминает "Ъ" редактор книги "Турецкая военная машина: сила и слабость" Центра анализа стратегий и технологий Александр Васильев.
"Бои за Эль-Баб стали для турецкой армии первым по-настоящему серьезным испытанием — столь значительные силы, пехотные и танковые, в операции с их стороны еще не были задействованы",— продолжает эксперт. По его словам, турецкое командование понимало, насколько сложно будет штурмовать столь хорошо укрепленный город, как Эль-Баб: "Перед началом операции в этот район были переброшены дополнительные силы спецназа. Турки были готовы и к использованию смертников, и к минной войне, и к партизанским набегам на коммуникации".
"Несмотря на понесенные тяжелые потери, турецкий контингент сохранит свою боеспособность — более того, станет действовать с еще большим упорством,— предсказывает господин Васильев.— У военнослужащих этой страны есть одно качество, отличающее их от европейских коллег,— малая чувствительность к потерям. Они готовы сражаться в крайне некомфортных условиях".
До начала битвы за Эль-Баб условия пребывания турецких военных на севере Сирии были гораздо более "комфортными". Как напоминают опрошенные "Ъ" эксперты, основной целью Анкары, когда она принимала решение о вводе войск в соседнюю страну, была отнюдь не борьба с "Исламским государством", а стремление помешать возникновению вдоль границы с Турцией территориального образования сирийских курдов, объединения двух их анклавов, между которыми как раз и расположен Эль-Баб.
На первой стадии операции именно курды, а не силы ИГ были основным противником турецких военных, вошедших на территорию Сирии. Бои с ними, хотя и носили порой ожесточенный характер, тем не менее никогда не приводили к столь тяжелым единовременным потерям, как последние столкновения с ИГ.