На языке высокой итальянской моды
Памяти синьоры Франки Соццани
Цитаты, биография и правила жизни Франки Соццани, главного редактора итальянского Vogue, борца за права угнетенных и женщины с доброй улыбкой.
Вчера вечером стало известно, что ушла из жизни Франка Соццани. 28 лет она возглавляла редакцию итальянского издания Vogue. Синьора Соццани давно боролась с редким видом рака легких и последнее время не выходила из дома без кислородной маски.
«Это самая грустная новость, которую мне приходилось сообщать. Франка была одним из лучших редакторов, который когда-либо создавал журнал, и она была самой талантливой, влиятельной и важной персоной в международной организации Condé Nast», — Джонатан Ньюхаус, председатель совета директоров издательского дома Condé Nast, которому принадлежит «Vogue Италия».
«Мы не стали сразу подругами. Первые несколько лет мы просто тихо кругами ходили друг возле друга. И постепенно, показ за показом, сезон за сезоном, Франка и я проваливались в эту громадную дружбу, которая просуществовала почти 30 лет», — Анна Винтур, главный редактор американского издания Vogue.
«Я в шоке от новости. Мир моды потерял потрясающего адвоката. Компания Kering и все наши бренды лишились креативного взгляда на мир, а я лично потерял дорогого друга. Франка поддерживала нас с самого первого дня, и я всегда высоко ценил ее видение. Я буду скучать по ее щедрости, ее страсти к красоте и молодым талантам, ее стремлению к тому, чтобы таланты признали. Нам всем будет очень не хватать ее доброй улыбки», — Франсуа Анри-Пино, председатель совета директоров и генеральный директор компании Kering.
Равнодушных к Соццани не было. Кто-то ненавидел, считая, что она продвигает «своих», кто-то будет благодарен до конца своих дней за шанс, который когда-то получил от нее. Стивен Мейзел, Брюс Вебер, Паоло Роверси и другие великие ныне фотографы обязаны синьоре Соццани своей славой.
Франка Соццани родилась в 1950 году в итальянском городе Мантуя, изучала германские языки, философию и литературу в университете. Хотя всегда мечтала заниматься физикой. Патриархальный отец-инженер не разрешил дочери поступать на физический факультет. Франка рано вышла замуж (ей не было еще и 20) и через три месяца развелась (на минутку, это 1970 год в Италии — время, когда разводы не то чтобы не приветствовались, а категорически осуждались). Соццани плюнула на все устои и уехала путешествовать по Индии, а потом оказалась в Лондоне, где «все были красивыми и свободными», по ее собственному описанию.
После окончания университета Соццани пришла работать в детскую версию Vogue — Vogue Bambini. Через несколько лет возглавила Lei, после — Per Lui (известное в 1980-е издание для молодых и стильных мужчин), а в 1988 году получила приглашение стать главный редактором итальянского Vogue. И не покидала пост на протяжении 28 лет вплоть до своей кончины. Тогда же, в 1988-м, на пост главного редактора американского Vogue назначили Анну Винтур. И если американское издание никто из модных домов не может позволить себе игнорировать (даже если не дружит с госпожой Винтур), то игнорировать итальянское они просто не хотят: Vogue Italy — это фейерверк творчества и запретных тем, поданных под соусом высоком моды. «Все редакторы ходят на одни и те же показы с одними и теми же моделями. Поэтому, если мы не будем менять свою точку зрения на моду, мы просто получим очередной каталог красивой одежды. А нам не нужен очередной каталог», — объясняла Соццани.
Франка очень любила говорить о социальных проблемах языком моды. Она объясняла это тем, что мода возникает из социальной, экономической и политической ситуации и игнорировать эти тренды — глупость и недальновидность. Так появилась знаменитая съемка Makeover Madness — 70 страниц, отснятых Стивеном Мейзелом, рассказывали об ужасах пластической хирургии и о том, каким неоправданным мучениям и страданиям подвергают себя женщины, ложась под нож хирурга. «Многие знакомые говорили мне, что номер был чудовищным. Противным и слишком физиологичным. Никакого уважения к женщинам. Я не понимаю эту точку зрения. Женщины сами ложатся под нож хирурга, их не то чтобы заставляют», — Франка Соццани так отвечала всем недоброжелателям и шутила: «Да, Condé Nast были нужны смеющиеся легкие прыгающие девушки, а получилась наша история про пластическую хирургию». Все эти аппараты для липосакций, фото моделей якобы «до» и «после» операций, перевязки, кровавые подтеки и синяки… «Франка слишком далеко ушла от зоны комфорта нашего издательского дома. Мне даже пришлось пригрозить ей увольнением, если она продолжит в том же духе», — признается Джонатан Ньюхаус. «Condé Nast думал, что нанял бизнес-леди с четким планом развития, а она просто сумасшедшая!» — уверяет философ Бернар-Анри Леви. Но Соццани удалось переубедить руководство не душить творчество, хотя журнал и потерял несколько крупных рекламодателей.
«Чтобы говорить о вещах, которые для меня важны, я должна использовать те инструменты, которые у меня есть. То есть журнал мод», — объясняет Соццани свои действия. Съемка Deepwater Horizon изображала моделей в образе выброшенных на берег русалок, измазанных в нефтяных отходах. Другая история, Horror Story Стивена Мейзела, поднимала вопросы домашнего насилия. «Каждые три дня в Италии от рук родственников, мужей или бойфрендов умирает женщина», — напоминает Соццани.
27 ноября 2016 года сын Франки Соццани — знаменитый фотограф и режиссер Франческо Карроццини, представил документальный фильм о своей матери «Franca: Chaos and Creation». Свое желание снять фильм он объяснил очень просто: «Когда умер мой отец, я понял, что почти не задавал ему вопросов. Поэтому однажды я взял камеру, привел маму в Центральный парк в Нью-Йорке и стал спрашивать обо всем. Единственная причина, по которой я решил снять это кино, — она моя мать».
«Я всегда думала, что моя жизнь предопределена — дети, дом, гольф. А потом я решила, что не хочу жить так. Я бы не смогла оставаться дома с детьми и готовить спагетти», — признается Франка, глядя в камеру. Тем интереснее, что по ту сторону видоискателя стоит ее сын, который хоть и уверяет, что мама отвратительно готовит, похоже, не отказался бы от порции-другой маминой пасты. На этом контрасте построен весь фильм.
Чтобы говорить о вещах, которые для меня важны, я должна использовать те инструменты, которые у меня есть. То есть журнал мод
В числе других журнальных заслуг — «Черный номер», посвященный красоте темнокожих женщин и Африке, в 2008 году. «А ведь Франка даже не отдает себе до конца отчет в том, какой шаг это был для всех цветных людей», — уверяет Наоми Кэмпбелл (одна из героинь четырех обложек). «Номер с изгибами» был посвящен женщинам с пышными формами. Кстати, именно Соццани создала целый раздел на сайте Vogue, освещающий новости из мира «большой моды». На Vogue Curvy появляются сообщения о новых коллекциях брендов, шьющих одежду плюс-сайз, готовятся подборки аксессуаров, стилисты и блогеры делятся своими советами и находками. Это целое сообщество женщин с формами, которые говорят о своей фигуре с любовью и умеют выглядеть хорошо. «Что привело нас к мысли, что худоба — это красиво и эстетично?» — спрашивала Соццани у своих коллег. Франка была ярым борцом с анорексией, призывала запрещать сайты, которые рекомендуют неправильные диеты и призывают к жесткому истязанию своего тела: «Мы так яро выступаем против сайтов, публикующих педофилию. Но почему-то совершенно не обращаем внимания на страницы, которые призывают людей резать себя, причинять себе боль, чтобы забыть о чувстве голода. Не считаем, что советы типа "засунь два пальца в рот" вредны. Разве это не преступление? Разве это не жестокость против самых слабых?» Франка отдавала себе отчет в том, что итальянский Vogue будут читать только итальянцы. А вот смотреть его мог и должен был весь мир, поэтому съемки и были столь провокационными и дерзкими.
В числе заслуг общественных — борьба за равные права женщин, сохранение экологии. Франка была креативным директором Convivio, организации, основанной Джанни Версаче в 1992 году и обращающей внимание на проблемы ВИЧ и СПИДа. Активно помогала Европейскому институту онкологии. Соццани была послом всемирной продовольственной программы ООН. И конечно, она всегда активно поддерживала молодые таланты мира моды и дизайна. Проект «Who Is on Next?» основала Неделя высокой моды Alta Roma при поддержке Vogue Italia, и Франка часто сама сидела в жюри и выбирала лучших будущих звезд: «Я не просто ищу новые таланты, я хочу их поддерживать».
Последними появлениями на публике синьоры Соццани стали церемония вручения награды Swarovski Award for Positive Change («За позитивные изменения») в рамках премии Fashion Awards 2016 в Лондоне и показ Chanel Métiers d'Arts в парижском отеле «Ритц». Как сообщают газеты, рядом с Соццани до последней минуты находился ее сын Франческо Карроццини.
Правила жизни Франки Соццани:
«Если у тебя есть большая мечта, ее можно воплотить в жизнь, нужно просто мечтать по-крупному. Мартин Лютер Кинг мечтал о том, чтобы однажды его детей оценивали по их уму, характеру и знаниям, а не по цвету кожи. 40 лет спустя в США чернокожий президент. Так что бороться нужно за великие цели. Мечты должны быть огромными. Хотя можно, конечно, и о сумке мечтать, но это как-то мелко».
«Не люблю модников. Они просто носят бренды. Хотите быть модником? Просто тратьте деньги».
«Я хочу защитить женщин, которые не могут сами за себя постоять. Но часто женщины сами ведут себя ужасно глупо. Они мечтают лишь об одном — выйти замуж, завести детей и жить под крылом богатого мужа и носить дорогие вещи. Эти женщины никакой помощи от меня не заслуживают».
«Так много молодых людей, которые ничем не хотят жертвовать ради успеха, но все равно мечтают быть богатыми и знаменитыми. Такие мне не нравятся».
«Все хотят быть знаменитыми, носить красивые платья, фотографироваться, вести блоги о своих нарядах — это мой личный кошмар. И я не думаю, что этот путь куда-то нас выведет. Мы просто вернулись к теории 15 минут славы Энди Уорхола».
«Отдавать — это новая роскошь».
«Это не мода странная, это люди в мире моды делают ее странной».
____________________________________________________________________