«Возраст самолета не имеет значения»
Эксперт в эфире «Ъ FM» — о возможных причинах крушения Ту-154
На месте крушения Ту-154 в Черном море найдено несколько тел погибших, сообщают СМИ. Обломки самолета обнаружены в акватории Черного моря.
Как сообщают СМИ, самолет упал в 5 км от берега примерно на седьмой минуте полета. Всего на его борту были 84 пассажира и восемь членов экипажа — в том числе военные, артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова и журналисты. Генеральный директор Ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации Виктор Горбачев прокомментировал ситуацию в беседе с ведущим "Коммерсантъ FM" Алексею Корнееву.
— О чем может свидетельствовать информация о разлете обломков на расстояние порядка 15 км?
— Здесь может что произойти? Что самолет ударился об воду и разломился, там все-таки сейчас такая не тихая, штормовая погода. Здесь просто могло разнести эти обломки.
— Сообщается о том, что там орнитологическая станция рядом, много птиц именно в небе над Черным морем в этом районе. В случае попадания в двигатель самолета — такого как Ту-154 — может самолет действительно спикировать и упасть?
— В принципе, может. Но здесь маловероятно. Все-таки что-то такое произошло с двигателями. Что произошло, мы пока не знаем, и гадать трудно: топливо, отказ двигателя... Самый трудный момент — это, конечно, взлет воздушного судна. Просто не хватило у него мощности, скорости, и самолет упал в штопор. Вот и все. Просто не смогли его вывести из штопора.
— Семь минут после взлета — на какой высоте он мог находиться? Это много или мало для взлета?
— Где-нибудь, может быть, тысячи две.
— Сообщается о том, что летчики даже не успели сообщить диспетчерам о том, что происходит на борту.
— Здесь определенность появится только, извините, после расшифровки "черного ящика". Может, там они могли и не связаться с землей, не время было, но речевой обмен между командиром и вторым пилотом был наверняка.
— Военные летчики были в эфире "Коммерсантъ FM", которые говорили, что это довольно надежный самолет. Хотя мы знаем, что за последние 15 лет в России случилось несколько крупных авиакатастроф именно с самолетами Ту-154. Дмитрий Медведев в свое время требовал запретить на какое-то время эксплуатацию этого самолета, но есть информация, что в Минобороны не послушались. Ту-154 — самолет довольно старый. Могло ли стать причиной, например, слишком долгое использование этого борта?
— Во всем мире самолеты летают и 30, и 50, и 60-летней давности, даже старше. Здесь не имеет это значения. Летная годность — он прошел все требования, так что... Это самый массовый самолет был в свое время, вот и все. Ну, других не было.
— Обычно самолеты Минобороны дозаправляются в Моздоке. В данном случае заправлялся в Сочи. Как вы думаете, с чем это могло связано?
— Может быть, по маршруту и больше ничего. Здесь не имеет никакого значения — или там, или там. Просто было решено, что будет дозаправка там производиться, и больше ничего.
— А плохое топливо могло стать причиной того, что самолет не смог набрать должную высоту и спикировать?
— Могло быть. Все могло быть, но это только сейчас гадание. Надо обождать, по крайней мере, не меньше двух-трех недель, чтобы расшифровали ящики, смотря в каком они состоянии. И тогда будет ясно все-таки, что произошло. Но наверняка сейчас уже опечатали топливо, топливозаправочный комплекс, так что сейчас будет полностью проводиться проверка.
— Судя по сообщениям Следственного комитета, там сейчас допрашивают и представителей аэропорта, которые заправляли этот самолет. Конечно, следствие идет по всем направлениям.
— С другой стороны, ведь же это военный борт, военные его обслуживали. Туда практически гражданских не подпускают, потому что это борт военный. Но топливо, естественно, идет общее из топливозаправочного комплекса — и для военных, и для невоенных одно и то же.