«Совершенно исключить версию теракта нельзя»

Военный обозреватель в эфире «Ъ FM» — о версиях катастрофы Ту-154

Версия технической неисправности Ту-154 является приоритетной. Об этом сообщил агентству «Интерфакс» источник в экстренных службах. Он уточнил, что рассматриваются различные версии случившегося, при этом теракт «практически исключается». Самолет Ту-154, на борту которого было более 90 человек, разбился в воскресенье после вылета из аэропорта Сочи. Военный обозреватель журнала The New Times Александр Гольц поделился своим мнением о возможных причинах катастрофы с ведущей радио новостей Светланой Токаревой.

Фото: Maxim Shemetov, Reuters

— Вы исключаете версию теракта?

— Я не наделен никакими полномочиями, как вы понимаете. Но несколько очевидных соображений — связь прервалась мгновенно, разброс осколков составил около десяти километров — не позволяют совершенно исключить версию теракта, я бы сказал.

— Какие версии еще возможны, на ваш взгляд, учитывая всю информацию, которой мы располагаем?

— До тех пор, пока нет никаких экспертных заключений и расшифровки самописцев, не поднят черный ящик, данные его не расшифрованы, имеют право на существование все возможные версии — и техническая неисправность, и человеческая ошибка. Все что угодно.

— Какие вопросы у вас сразу же возникли, когда вы услышали, как все это произошло?

— Единственный вопрос, который у меня возник: почему лица, причастные, скажем так, к государству — высокопоставленные депутаты и сенаторы, представители исполнительной власти — как-то сразу испуганно стали исключать версию теракта.

— А почему молчал экипаж, на ваш взгляд?

— Он просто ничего не успел сказать.

— А в каких случаях это происходит?

— В случае взрыва на борту самолета.

— Это единственный вариант?

— Нет, там разные варианты могут быть. Отказ всех систем электроснабжения — связь тоже выбивается. Много разных вариантов. Я вовсе не хотел бы отстаивать одну версию.

— Могла ли погода стать причиной трагедии или климатические условия? Или их можно сбросить со счетов абсолютно точно?

— То, что мы с вами слышали сегодня, говорит, что все специалисты сходятся в том, что климатические условия были более или менее нормальные.

— Еще одна версия этого крушения — борт мог упасть из-за перегрузки. Насколько вероятна такая версия, на ваш взгляд?

— Я не специалист именно в этом вопросе, но вот некие соображения человека, который много раз летал военными бортами: это же не происходит мгновенно, даже если была перегрузка, все равно какое-то время он держался бы в воздухе. Нет, я думаю, что это довольно маловероятно.

— Высказывается еще версия, что у самолета была нарушена центровка. Другими словами, после уборки закрылков он мог начать неконтролируемо пикировать или же сесть на хвост. Это возможно, на ваш взгляд?

— В принципе, да, но возможно все что угодно в данной ситуации. И я бы не исключал никакую из версий на сегодняшний момент.

— В любом случае ждем, когда будут найдены «черные ящики».

— Я вам должен сказать, что далеко не всегда расшифровка «черных ящиков» дает исчерпывающую картину, тоже не всегда так получается.

Вся лента