В дело Бориса Немцова попала "хаттабка"
Соучастник убийства оппозиционера подорвался на кустарной гранате
"Ъ" выяснил некоторые подробности службы и смерти Беслана Шаванова — одного из соучастников убийства Бориса Немцова. Как оказалось, гранатометчик Шаванов уволился из полиции за две недели до расстрела на Большом Москворецком мосту, а еще через неделю, по данным экспертов, взорвал себя самодельной гранатой, которые обычно используют боевики. Сейчас эпизоды слежки за господином Немцовым и покушения на него, в которых участвовал бывший старший сержант полиции Шаванов, рассматриваются Московским окружным военным судом, где проходит процесс по делу его подельников.
По данным МВД Чечни, предоставленным по требованию следствия, службу в милиции Беслан Шаванов начал летом 2008 года, устроившись на должность гранатометчика огневого взвода роты патрульно-постовой службы при ОВД по Заводскому району Грозного. Ему тогда было 23 года. Отработав некоторое время "на земле", молодой человек перешел в элитное подразделение МВД Чечни — полк вневедомственной охраны, обеспечивающий безопасность на объектах нефтегазового комплекса республики, более известный как "нефтяной полк". Оттуда Беслан Шаванов уволился в звании старшего сержанта всего за 11 дней до убийства Бориса Немцова — 16 февраля прошлого года. Отметим, что главный фигурант этого дела Заур Дадаев, служивший офицером во внутренних войсках МВД, написал соответствующий рапорт в конце декабря 2014 года, а 1 марта 2015 года был уволен.
Вскоре после увольнения экс-полицейский Шаванов, по данным следствия, прилетел в Москву, где, как полагает следствие, встретился с остальными обвиняемыми и стал помогать им выслеживать будущую жертву.
Сержант Шаванов, как следует из документов, был хорошим полицейским. Во всяком случае, подписывая приказ о его увольнении, командир "нефтяного полка" Шарип Делимханов (в настоящее время полковник Делимханов является главой управления Росгвардии по Чечне) распорядился выплатить ему в полном объеме компенсацию за пять неиспользованных ежегодных отпусков, денежную премию за "добросовестное исполнение служебных обязанностей" и разовое пособие в размере двух окладов.
О профессиональных качествах Беслана Шаванова говорит и данная ему руководством полка характеристика. Из этого документа следует, что полицейский за время службы проявил себя как "грамотный и исполнительный сотрудник". Старший сержант Шаванов, по мнению его командиров, был общителен, вежлив, физически развит и подтянут "в строевом отношении". Он принимал непосредственное участие в ликвидации бандподполья в республике, хорошо ориентировался и умел принимать правильные решения в сложной обстановке, проявляя при этом "разумную" инициативу, а к тому же "уверенно владел табельным оружием".
Отметим, что экс-полицейский Шаванов, столь высоко оцененный его бывшим руководством, по какой-то причине не сумел реализовать свои знания и опыт на гражданке. Ровно через неделю после убийства Бориса Немцова правоохранители, напомним, выяснили установочные данные и места нахождения всех предполагаемых исполнителей этого преступления. Одновременно начались и задержания подозреваемых в трех регионах — Москве, Ингушетии и Чечне.
Беслан Шаванов в это время находился в Грозном, в своей квартире, расположенной в доме на улице Льва Яшина. При этом старший сержант, по данным его знакомых, как будто бы знал, что за ним в любой момент могут прийти. Он заметно нервничал и почему-то отправил к родственникам в Урус-Мартан свою жену и детей.
Когда в 16:10 7 марта сотрудники УФСБ и МВД Чечни начали спецоперацию по задержанию Шаванова, бывший сержант встретил их с оружием в руках. Взять подозреваемого, что называется, с наскока не удалось, спецназ начал готовиться к осаде и штурму его квартиры, но в 17 часов за закрытыми дверями прогремел взрыв. Как выяснила проведенная судебно-медицинская экспертиза, отставника убил взрыв самодельной гранаты, которую в Чечне называют "хаттабкой" — по имени ее предполагаемого изобретателя одного из лидеров боевиков иорданца Эмира Хаттаба.
Взрывное устройство Шаванова, как установила экспертиза, было собрано кустарным способом из заряда типа ОГ-17 или ОГ-30 для автоматического гранатомета и штатного армейского запала УЗРГМ. По мнению экспертов, "в ответ на законное требование сотрудников полиции сдаться Шаванов произвел самоподрыв". При этом эпицентр взрыва располагался в непосредственной близости от передней правой части тела. Скорее всего, "хаттабка" находилась в правом кармане куртки Шаванова или просто была прижата рукой к телу, поэтому взрыв боеприпаса, обладающего сравнительно небольшой мощностью, нанес ему "множественные несовместимые с жизнью ранения" груди, шеи, головы, живота и даже "верхней трети правого бедра".
В свою очередь, приятель, близко знавший погибшего гранатометчика, убежден, что Беслан Шаванов не пошел бы на самоубийство, поскольку это не соответствовало ни его характеру, ни религиозным убеждениям, ни тяжести инкриминируемого преступления. Экс-полицейский, напомним, проходил по делу об убийстве Бориса Немцова как пособник убийц. По версии следствия, он помог киллеру выследить будущую жертву, а потом находился в машине, которая увезла исполнителя с места преступления. По некоторым данным, во время покушения он должен был и подстраховать киллера.
Между тем, по версии знакомого Беслана Шаванова, тоже, кстати, бывшего полицейского, к его гибели могло привести и неосторожное обращение с "хаттабкой". Собеседник "Ъ" пояснил, что северокавказские правоохранители, как, впрочем, и боевики, нередко перед боем ставят самодельные гранаты на боевой взвод с помощью половинки медицинского одноразового шприца. Для этого из УЗРГМ выдергивается предохранительная чека, а спусковая скоба остается прижатой к трубке взрывателя благодаря надетому на них пластиковому цилиндру, в качестве которого часто используется кусок шприца. Снять его перед броском гораздо быстрее, чем разгибать усики чеки и выдергивать ее за кольцо. Собеседник "Ъ" полагает, что плохо закрепленный на "хаттабке" шприц и подвел опытного, но, видимо, испытавшего сильнейший стресс после столь необычной для него встречи с боевыми товарищами экс-полицейского.
В любом случае в связи со смертью уголовное преследование Беслана Шаванова с согласия его родственников было прекращено по не реабилитирующим его обстоятельствам.