Пилота вертолета обвинили в утоплении пассажиров
Следствие считает, что он слишком низко и медленно вел машину над морем
На Дальнем Востоке следователи СКР завершили расследование громкого уголовного дела о катастрофе вертолета Ми-8, происшедшей в августе прошлого года. Машина рухнула в Охотское море и затонула при выполнении рейса на Шантарские острова, где хотели отдохнуть пассажиры Ми-8, среди которых были бизнесмены из Москвы. При крушении из 16 человек, находившихся на борту, погибли пятеро, которым не удалось выбраться из тонущего вертолета. По версии СКР, причиной трагедии стали действия командира экипажа, нарушившего правила безопасности. Сам он свою вину не признает.
Как сообщили "Ъ" в СКР, расследование обстоятельств крушения Ми-8Т почти полтора года вели следователи Дальневосточного следственного управления на транспорте. Единственным обвиняемым стал командир экипажа разбившегося вертолета Сергей Ошлаков, которому инкриминируют "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц и причинение крупного ущерба" (ч. 3 ст. 263 УК РФ). Следователи установили, что 15 августа 2015 года Ми-8Т, эксплуатируемый ОАО "Авиакомпания "Восток"", выполнял коммерческий рейс по доставке туристов к месту отдыха по маршруту Хабаровск--посадочная площадка имени Полины Осипенко--бухта Онгачан и в обратном направлении. Из пункта назначения вертолет вылетел в 12:30 по местному времени. На его борту находились трое членов экипажа и 13 пассажиров. По некоторым данным, организаторами тура на Шантарские острова являлись известный хабаровский путешественник, экстремал и фотограф Игорь Ольховский и его партнер по компании "Рыболовные экспедиции" Максим Зотов. Туристов привлекают эти достаточно дикие, но хорошо исследованные места. В частности, с вертолетов в районе бухты Онгачан часто можно наблюдать китов. В августе 2015 года полюбоваться на них хотела группа столичных бизнесменов во главе с гендиректором компании АО "ВТБ Лизинг" Андреем Коноплевым, несколькими его заместителями и сотрудниками.
Ми-8 дозаправился на площадке имени Полины Осипенко, после чего взял курс на острова. Как утверждают в СКР, полет проходил в неблагоприятных метеоусловиях над горами острова Южный Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края. В 17:07, когда вертолет находился над поверхностью Охотского моря примерно в 100 м от берега, он попал в "вихревое кольцо". В результате летевший на предельно низкой высоте Ми-8 рухнул в воду и затонул за считаные секунды. Пятеро пассажиров не смогли выбраться из салона. Возможно, им помешал сместившийся из-за удара о воду груз. Остальные, несмотря на холодную даже в августе воду Охотского моря, смогли доплыть до берега и спастись. Командир экипажа сразу же вызвал помощь по спутниковому телефону. Прибывшие спасатели эвакуировали членов экипажа и пассажиров, а водолазы приступили к подъему тел погибших и останков Ми-8Т. Помимо тел из воды удалось извлечь личные вещи пассажиров, а потом подняли фюзеляж вертолета и его хвостовую балку, которую при крушении отрубило винтом.
"Расследование уголовного дела представляло особую сложность, что связано с необходимостью производства большого числа судебных экспертиз, авиационной спецификой преступления, отдаленностью проживания свидетелей и потерпевших",— пояснили "Ъ" в СКР.
Тем не менее было установлено, что катастрофа произошла по вине командира воздушного судна, которым был допущен ряд нарушений правил полета, а именно — при ухудшении метеоусловий он не принял своевременного решения о возврате на аэродром вылета, продолжив полет в условиях плохой видимости на высоте ниже минимально допустимой (менее 100 м над водным пространством) со скоростью до 40 км/ч. "То есть командир не обеспечил безопасность движения воздушного судна, не выдерживая безопасных высот и скоростей полета",— подчеркнули представители следственных органов, отметив, что помимо этого на борту Ми-8 отсутствовали спасательные жилеты.
Следователи также заявили, что действия Сергея Ошлакова привели к причинению крупного материального ущерба — более 51 млн руб.— собственнику разбившегося вертолета ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр"". Соответствующий иск к пилоту может быть заявлен в ходе процесса.
Надо отметить, что пилот своей вины так и не признал. По некоторым данным, он на следствии пытался объяснить, что низкая высота полета была обусловлена плохой погодой, а минимальная скорость — опасностью столкновения со стаями птиц. Кстати, изначально также рассматривалась версия и о возможных технических неполадках Ми-8, который к моменту аварии эксплуатировался уже более 35 лет и много раз был в ремонте. Однако расшифровка данных бортовых самописцев, найденных водолазами, все же выявила вину командира экипажа. На днях прокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу, материалы которого уже направлены в суд для рассмотрения по существу.