Без масок
Как проходил год на сцене и за кулисами
Самые громкие театральные премьеры, знаковые акции, скандальные заявления и наделавшая много шума битва за главную премию.
«Золотая маска» и речь Константина Райкина против цензуры
Это началось не сезон и не два назад — внутри главной театральной нацпремии произошел раскол. Все громче крики недовольных несправедливой раздачей «Масок», обвинения в ангажированности и преступном следовании «интересам партии». «Золотую маску» финансирует главным образом Минкульт. И потому именно он сынициировал реформирование премии: отныне критики в экспертных советах — это люди с самыми разными эстетическими воззрениями, в регионах их представительство расширено. Итогом изменений стала открытая война между разными «партиями», создание независимой Ассоциации театральных критиков, демонстративное самоисключение режиссеров Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова из числа номинантов премии. Разговоры об открытом вмешательстве государства в дела искусства продолжились в связи с назначением на пост ректора главного театрального института страны — ГИТИСа — Григория Заславского (критика, по словам многих его коллег, открыто поддерживающего политику Минкульта).
Апофеозом негласной противоцензурной борьбы стала речь Константина Райкина на VII съезде Союза театральных деятелей России. Худрук «Сатирикона» обозначил свою позицию предельно ясно: попытки оказать давление на искусство — действия «совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, морали и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: "патриотизм", "Родина" и "высокая нравственность"». Как с поддержкой, так и с критикой высказались многие деятели культуры. Однако попытки заставить власть считаться с мнением экспертов в области культуры по-прежнему носят не наступательный, а скорее оборонительный характер. Наступление официальной идеологии на свободный театр продолжается.
Анна Нетребко в Большом
Премьера оперы Джакомо Пуччини «Манон Леско» стала дебютом мировой звезды в Большом театре. До этого певица никогда не выходила на главную сцену страны. Договоренность была достигнута за год до премьеры, произведение, к слову, предложила сама Нетребко — такое в постимперской истории Большого случается впервые. Изначально этой оперы (любимой оперы звезды) в репертуарных планах не было. Спектакль поставили режиссер Адольф Шапиро, художница Мария Трегубова и дирижер Ядер Беньямини. Партнером Нетребко на сцене стал ее супруг, тенор Юсиф Эйвазов. Несмотря на более чем прохладные отзывы прессы о самом спектакле (чересчур эффектная сценография «задавила» режиссерскую мысль), работа звездной пары была признана безукоризненной. И конечно, билеты на показы «Манон» были проданы в считаные минуты и задолго до «дня икс».
Иммерсивные спектакли
Тренд очевиден и принят публикой на ура. Причем публикой нетеатральной. Иммерсивные (обеспечивающие полный эффект присутствия, погружающий в виртуальную среду) спектакли пользуются огромной популярностью. В чем суть? Зритель абсолютно инкогнито, надев маску, становится непосредственным участником действия, сцены нет, зрительный зал — повсюду (спектакли идут на территории частных владений), нет даже четко оговоренного маршрута, по которому нужно следовать за героями, разыгрывающими драму на расстоянии вытянутой руки от вас в самых точных исторических декорациях. Все в лучших традициях театральной группы Punchdrunk и их спектакля-легенды "Sleep No More" — пятичасового шекспировского "Макбета", разыгранного в пятиэтажном отеле, в 90 (!) комнатах под аккомпанемент живого джаз-бэнда. Два самых раскрученных иммерсивных спектакля 2016-го — "Черный русский" в особняке Спиридонова (в основе — пушкинский "Дубровский") и "Вернувшиеся" (по "Привидениям" Ибсена) в особняке Дашкова. Смотреть стоит даже тем, кому кажется, что коммерческий театральный проект — это не круто. Хотя бы для того, чтобы знать, о чем потом спорить с адептами жанра.
Гастроли "Ла Скала" в Москве
Недельные гастроли знаменитого миланского театра стали возможны благодаря помощи Большого театра и компании Михаила Куснировича Bosco. Если быть совсем точными — благодаря взаимодействию московского и итальянского театров с открытым фестивалем искусств "Черешневый лес". "Ла Скала" привез оперу Верди "Симон Бокканегра", его же "Реквием" и концерт итальянской музыки. Событие беспрецедентное, особенно учитывая тот факт, что миланский театр — гость редкий и дорогой. Директор "Ла Скала" Александр Перейра не раз подчеркнул в беседах с российскими журналистами: без помощи господина Куснировича столь масштабные гастроли миланцев были бы невозможны.
"Гамлет" Льва Додина
Мэтр русского психологического театра поставил шекспировскую трагедию как приговор обществу. На сцене — звездная труппа МДТ во главе с Данилой Козловским, Ксенией Раппопорт, Елизаветой Боярской. Известный шекспировед Алексей Бартошевич назвал спектакль вехой в истории российского театра. Спектакль предлагает совершенно новую трактовку (в процессе работы были использованы сразу несколько переводов пьесы и помимо текста Шекспира хроника датского летописца XIII века Саксона Грамматика, впервые рассказавшего историю принца Датского). Гамлет здесь чеховский Лопахин (та же жажда власти и жуткие комплексы). Гертруда — недопонятая мать и недолюбленная жена. Офелия — воплощенное страдание обманутого наивного (до дебильности) чувства. Никто здесь недостоин жалости, гуманизма в ранге мировой идеи не существует. Человечество, как условное Датское королевство, на пороге катастрофы.
Открытие старых и новых театральных пространств
После масштабной реконструкции и ремонта стоимостью 7 млрд руб. открыта Историческая сцена Малого театра. Здание сохранило облик XIX века снаружи и внутри: старинный занавес, красные бархатные кресла, лепнина и позолота. Спустя 20 лет после начала строительства открылась новая "Табакерка" (Сцена на Сухаревской). Теперь театр занимает просторные семь этажей с фасадом в стиле хайтек, большим репетиционным и зрительным залом (400 мест) и сценой-трансформером.
Появляются и новые театральные территории: арт-кафе в Театре имени Вахтангова, "Новое пространство" Театра наций, культурный центр "Хитровка", Малая сцена электротеатра "Станиславский" и др.
Отъезд Ивана Вырыпаева из России
Русский драматург с мировым именем покинул не только художественный совет театра "Практика", но и Россию. Теперь Иван Вырыпаев вместе с женой и дочкой живет и работает в Польше. Причин внезапного решения прямо он не называет, но свое возмущение внутриполитической ситуацией в стране и отношением государства к искусству, в частности, не скрывает. В интервью "Коммерсанту" свою позицию Вырыпаев обозначил четко: "Я люблю Россию. Я переживаю за нее... Очень много жестокости от власти по отношению к людям. Очень много жестокости людей друг к другу. Очень много цинизма и лжи. Нетерпимость".
Триумф российских театральных режиссеров в Европе
Победы русского театра в Европе бесспорны. Впервые в истории российский критик Марина Давыдова стала программным директором Венского фестиваля (Wiener Festwochen), а саркастичный спектакль "Идеальный муж" Константина Богомолова (МХТ им. Чехова) и новаторские "Три сестры" Тимофея Кулябина (режиссер новосибирского театра "Красный факел" заставил чеховских героев говорить на языке глухонемых), включенные в его афишу, произвели фурор среди европейской театральной общественности. "Мертвые души" Кирилла Серебренникова ("Гоголь-центр") были включены в программу Авиньонского фестиваля, а его фильм "Ученик" (в основе — спектакль "Гоголь-центра") получил приз в Канне. Печальная тенденция: все искусство из России, востребованное в Европе, на родине подвергается жесточайшей критике и негласным, но вполне ощутимым гонениям (лишь один пример: другой знаковый спектакль, "Князь" Константина Богомолова, 17 декабря сыграли на сцене "Ленкома" в последний раз — он снят с репертуара).
Юбилей Евгения Миронова
Не верится, но правда — один из лучших российских актеров и художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов отмечает 50-летие. Больших торжеств он не устраивает, дату не слишком афиширует.
Однако для театралов готовит настоящую бомбу — сыграет чеховского Иванова в одноименной постановке Тимофея Кулябина — самого обсуждаемого режиссера молодого поколения, умудрившегося разозлить "православную общественность" "Тангейзером" и наряду с Богомоловым впечатлить европейскую публику на Венском фестивале. "Иванова" Кулябин ставит специально "на мэтра", в партнеры к которому позвал Чулпан Хаматову, Елизавету Боярскую, Игоря Гордина, Виктора Вержбицкого и др. К слову, изначально режиссером "Иванова" предполагался директор знаменитого парижского театра "Одеон" Люк Бонди, но этим планам не суждено было сбыться: из-за скоропостижной кончины Бонди в ноябре 2015-го постановка оказалась под угрозой. Так или иначе, "Иванов" в версии Кулябина — главная премьера года и стопроцентный хит.
____________________________________________________________________