Без тормозов
Фильм про то, как остановить мчащийся во весь опор минивэн
5 января в прокат вышел французский фильм «Без тормозов». Действие картины разворачивается в салоне семейного минивэна, который мчится по шоссе с серьезным превышением скорости и не может остановиться. Съемки проходили, что называется, в реальных условиях, и, как утверждает режиссер фильма Николас Бенаму, «даже американцы раньше не снимали ничего подобного».
Том отправляется в долгожданный отпуск со своей женой, детьми и отцом. Решают поехать на машине и берут напрокат самый навороченный семейный автомобиль, который напичкан всеми известными современными системами. На шоссе водитель, конечно же, включает круиз-контроль, который отчего-то полностью отключает тормоза, причем на 130 км/ч. На этой скорости и велась съемка фильма. Никакой студии, зеленых экранов и компьютерной графики. Главной декораций была настоящая трасса, а одним из персонажей – сама машина. Название модели – Medusa, а марка – Danjoon, полностью выдуманные названия. Ну а какой бренд взял бы на себя такой тяжкий грех художественного вымысла, как отказавшие тормоза, когда в салоне находятся беременные женщины, старики и дети? Хотя, кто-то же должен был сыграть эту неприглядную роль, хоть и прикрывшись тоннами «грима». Для такой непростой задачи выбрали Mercedes-Benz V-Klasse.
Впрочем, не важно, какой марки автомобиль, проблема при съемке внутри машины всегда одна и та же – отсутствие места для технической команды. Поэтому по шоссе неслась не только «Медуза» и прочие автомобили, задействованные в кадре, но и автомобиль со съемочной группой. «Все ехали на одной скорости с «Медузой», но перед актерами была свободная дорога, а у людей следом – рабочий стол, который перемещался со скоростью 130 км/ч», – вспоминает Николас Бенаму.
Оператор-постановщик Антуан Марто, конечно же, использовал возможности установки камер на машину, при этом конструкция креплений должна была быть очень легкой, потому что тяжелые механизмы могли бы стать причиной серьезной аварии. Но это не освободило его от использования так называемой «Руки Скорпиона», устройства, которое позволяет снимать динамические кадры, двигаясь с высокой скоростью, при этом не искажая картинку.
Вначале проекта все были в восторге от идеи режиссера снимать весь фильм в автомобиле на полном ходу. Николас Бенаму описывает это так: «Машина на дороге, внутри люди, которые едут очень быстро, они кричат, а мы их снимаем. Идея была такая. Забавно, что в самом начале все сочли это гениальным. Но когда дело дошло до подготовки, мы поняли, что выбрали самый сложный способ. И многие стали предлагать поехать в студию, поставить зеленый экран, потрясти машину… Но на самом деле этого никто не хотел, даже актеры. Все понимали, что это часть работы. И сложность была не столько в том, чтобы перекрыть дорогу, а в том, как все реалистично перенести на экран. Нужно было погрузить актеров в такой контекст, который бы невероятным образом обогатил их игру и возможность передать все оттенки эмоций, разнообразить тональность. Но по-настоящему масштабы проекта стали понятны только во время съемок. Сегодня мы бы на это уже не пошли».
Николас Бенаму, режиссер
— «В картине машина олицетворяет множество вещей одновременно. Все вращалось вокруг нее: и история, и съемки. По сути, это персонаж: несмотря на внешнюю пассивность, она принимает участие в процессе, взаимодействует с другими героями, меняет ход сюжета. Накануне съемки одной сцены ее готовили к процессу, как старую актрису. Для этого потребовалась работа целой команды: механики, автоинженеры, техники. В то же время «Медуза» – это декорация: два с половиной месяца мы провели внутри нее.»
Жозе Гарсиа, актер
— «Начиная с самого первого съемочного дня, это было каким-то сумасшествием: от дрифта до диалогов. Самое грандиозное в том, что до начала съемок все детали были тщательно изучены и проработаны командой. Мы же, актеры, чувствовали себя лабораторными крысами в этой невероятной машине, ведомой рукой Николаса. Потрясающе было наблюдать за тем, как все это сплетается воедино. Я действительно верю, что все, что происходило до и после съемок, можно считать настоящим подвигом. Это выходит за рамками комедийного экшна, это нечто новое для кино».
Анрде Дюссолье, актер
— «Мне всегда хотелось выполнять трюки самому, но никогда не представлялось такой возможности. И вот теперь мне пришлось, например, почистить лобовое стекло на скорости 120 км/ч. Такой шанс было не возможно не использовать. Особенно когда тебя окружает команда каскадеров, выкладывающихся по максимуму для обеспечения безопасности актеров. Очень удобно совершать безумства, будучи в абсолютной безопасности. На съемках у меня было впечатление, что те трюки, что я делаю, – это цветочки, ведь они по сути своей просты. Но, надеюсь, их будет интересно смотреть. Ведь они исполняются персонажем, который в силу своего возраста просто не может делать ничего подобного.»
Каролин Виньо, актриса
— «Мы просто находились в машине, и никто не спрашивал, что мы думаем по этому поводу. Автомобиль набирал скорость, раздавалась команда «Мотор» – нельзя было задавать вопросов. Я была настолько сконцентрирована и захвачена тем, что происходило вокруг, что просто забывала про скорость, к тому же, все это происходило каждый день, и в какой-то момент скорость стала частью повседневности.»
____________________________________________________________________
Анна Килимник