Развитие технологий поставило под угрозу ряд отраслей
Financial Times выбрала несколько сфер, которые коренным образом изменятся в ближайшие годы
Скачок в развитии технологий всегда приводит к глобальным изменениям на рынке труда, сопровождаясь потерей ряда профессий или кардинальным изменением отраслей экономики. Financial Times выделяет пять отраслей, которые в ближайшие пять-десять лет технологический прогресс затронет больше всего.
За последние годы развитие технологий вылилось в два заметных тренда в мире автомобилей: сначала на рынке стали активно продвигаться электромобили, чему способствовали экономический кризис и желание людей экономить, а затем производители сосредоточились на создании беспилотных авто, что должно помочь справиться со смертностью на дорогах. При этом и то и другое заметно скажется на самой индустрии, пишет Financial Times.
Цель создания беспилотного автомобиля — повышение уровня безопасности на дорогах. В идеале массовое распространение самоуправляемых авто должно сократить число машин на дорогах, что решит проблему с пробками в крупных городах, и практически полностью исключить ДТП со смертельным исходом. Безусловно, такие перспективы должны радовать всех. Но не страховые компании: отсутствие аварий на дорогах станет для них гибелью. Автострахование — один из столпов индустрии. Согласно исследованию Morgan Stanley и The Boston Consulting Group, объем этого рынка достигает $200 млрд, при этом годовая выручка страховщиков составляет $17 млрд. Меньше машин и меньше аварий означают, что спрос на страхование будет падать. Причем, согласно прогнозам, падать очень существенно: к 2040 году объем этой отрасли может сократиться на 80%. Кроме того, часть рынка отвоюют себе сами автопроизводители и технические компании, которые сами начнут предлагать покупателям страховку.
Правда, вышеперечисленные изменения не приведут к гибели отрасли автострахования, считают аналитики. Часть страховых компаний все же сможет перестроиться под новые условия на рынке, которые помимо угрозы представляют собой и новые возможности: «Появятся различные новые риски, требующие страхования, такие как несрабатывание алгоритма действий авто или киберугрозы, когда речь идет о беспилотных авто»,— считает партнер KPMG в области страхования Маррей Рейзбек.
Что касается электромобилей, то они не просто дешевле в обслуживании и экономичнее дизельных и бензиновых авто. Помимо прочего в них фактически нечего чинить ввиду отсутствия движущихся механических деталей (кроме колес). А значит, автомастерские такие машины посещать не будут. Да и для дилеров, зарабатывающих в основном на продажах автозапчастей, повсеместное распространение электромобилей вряд ли станет хорошей новостью.
Еще одна технология, способная переписать правила игры во всем промышленном секторе,— это 3D-печать. Как уже сообщал “Ъ”, крупные компании по всему миру все чаще обращают внимание на пользу, которую могут принести 3D-принтеры в производстве. Да, пока такой вид создания деталей и конструкций малоэффективен в промышленных масштабах. Во-первых, это все еще слишком дорогой процесс, а во-вторых, слишком долгий. Однако уже сейчас производители прибегают к этой технологии для создания либо эксклюзивных изделий, либо прототипов будущих устройств. В будущем же, когда 3D-печать станет массовым, а значит, и более доступным явлением, компании смогут самостоятельно производить запчасти и мелкие детали для своего товара вместо того, чтобы закупать их у сторонних организаций, притом зачастую еще и за рубежом, а то и за океаном. Так, согласно оценке Bosch Rexroth, через пять-десять лет до 40% производственного оборудования, используемого компанией, будет печататься. «Если мы говорим о запасных частях для старых автомобилей или двигателей, прототипах для новых продуктов или мелкосерийном производстве, то 3D-печать несет колоссальную разницу»,— заявил FT менеджер Bosch Rexroth по развитию производственного процесса Штефан Хёвель.
Совсем исчезнуть в скором времени могут финансовые консультанты. Инвесторы по-прежнему будут нуждаться в помощи в управлении активами, однако для выполнения этой задачи необязательно нужны другие люди. Как и во многих других профессиях, их вполне могут заменить роботы. Роботы-консультанты — это веб-сайты, которые подбирают клиентам портфолио возможных вкладов, основываясь на ответах инвестора в анкете. Преимуществ два: клиенту не нужно никуда ехать и с кем-то встречаться, а сама услуга обходится гораздо дешевле. Многие крупные банки и компании уже прибегают к помощи роботов-консультантов, а, как полагает Citigroup, через десяток лет объем этого рынка будет достигать $5 трлн.