Селянский заговор
Жители Бутурлиновского района выступили против строительства мусороперерабатывающего завода
Реализация схемы обращения с отходами в Воронежской области, которую Минприроды рекомендовало использовать в качестве модельной для других субъектов РФ, может затянуться из-за протеста местного населения. 25 декабря порядка 400 жителей села Гвазда Бутурлиновского района, рядом с которым планируется построить первый из восьми мусороперерабатывающих кластеров, вышли на митинг против его возведения. Этому предшествовал самороспуск местного сельсовета, отказавшихся признать публичные слушания по проекту завода состоявшимися. Помимо возможного экологического вреда, население не устраивает, что объект планируется построить на их паях. Эксперты советуют местным властям лучше работать с населением.
Митинг против строительства мусороперерабатывающего завода состоялся у главного входа в дом культуры села Гвазда Бутурлиновского района Воронежской области 25 декабря. Он длился два часа, участие в нем приняли порядка 400 жителей Гвазды и соседних сел Клеповка и Пузево. Мероприятие вел местный активист Николай Гукасян, который заявил, что глава села Валентина Солодухина «предала жителей», хотя «должна была блюсти интересы селян». Он призвал немногочисленных «провокаторов» (поддерживающих возведение объекта) «мирно удалиться». Выступающие с уверенностью отмечали, что «и в Новохоперске, и во всей области, и в Париже, и в Лондоне, и во многих городах мира идут протесты» против аналогичных проектов. Представители райадминистрации и подрядчики строительства на встречу с селянами не пришли.
Конфликт между жителями села и муниципальными властями разгорелся осенью, когда для строительства завода был подобран участок (12 га), состоящий из земельных паев местных жителей. На них, как рассказал «Ъ» Николай Гукасян, население выращивало сельхозкультуры и занималось свиноводством. Однако местные власти посчитали эти земли «неиспользуемой муниципальной собственностью». Доказать право собственности жители пытаются, направив жалобу в облпрокуратуру. В ходе публичных слушаний 14 ноября местные активисты также выразили недовольство тем, что машины с отходами будут ездить «мимо жилых домов» и назвали проект «экологической отравой». В заключении о результатах публичных слушаний комиссия, состоящая, в частности, из госпожи Солодухиной, замглавы райадминистрации Алексея Бурсова и заместителя гендиректора ООО «Проектно – изыскательский институт «Гипрокоммунстрой» Людмилы Трубицыной (занимавшегося разработкой проекта), признала мероприятие состоявшимся. При этом было указано, что 104 участника проголосовали «против» проекта и десять – «за». Депутаты Гвазденского сельсовета не согласились с таким результатом, настаивая на том, что мероприятие вообще нельзя считать прошедшим, и сложили с себя полномочия (копия соответствующего протокола, подписанного Валентиной Солодухиной, имеется в распоряжении «Ъ»).
Закон «Об отходах производства и потребления», согласно принятым Госдумой в декабре 2014 года поправкам, обязывал региональные власти утвердить территориальные схемы обращения с отходами и представить их на согласование в Росприроднадзор к 26 сентября 2016-го. Схема Воронежской области, которую Минприроды рекомендовало использовать в качестве модельной для других субъектов РФ, предусматривает создание в регионе восьми межмуниципальных отходоперерабатывающих кластеров (Воронежского, Борисоглебского, Богучарского, Бутурлиновского, Калачеевского, Лискинского, Панинского, Россошанского). Первым этапом ее реализации стало проектирование в Бутурлиновском районе кластера. В его состав должны входить современный полигон твердых коммунальных отходов (ТКО), рассчитанный на прием 601,9 тыс. куб. м отходов в год, участок механической сортировки отходов на две линии производительностью по 40 тыс. т в год. Для этого на территории Гвазденского сельского поселения района сформирован участок площадью 12 га. На разработку проекта ООО «ПИИ «Гипрокоммунстрой»» из областного бюджета было выделено 13,8 млн руб. Общий объем вложений в строительство объекта может составить порядка 720 млн руб. Возможный инвестор пока не раскрывается.
Недавно назначенный на должность областного вице-премьера Виталий Шабалатов, курирующий строительный блок и ЖКХ, вчера заявил «Ъ», что схема по обращению с отходами не входит в его «зону полномочий». По словам руководителя регионального департамента природных ресурсов и экологии Алексея Карякина, сам объект в Бутурлиновке «полностью согласован», а выбор участка «стоит за муниципальными властями». Глава Бутурлиновского района Юрий Матузов отказался от общения с корреспондентом «Ъ» по телефону. «Вдруг вы провокатор какой-нибудь», - заявил он, попросив отправить официальный запрос. На него в райадминистрации вчера не ответили. Глава Гвазденского сельского поселения Валентина Солодухина сослалась на занятость, но обещала перезвонить, после чего перестала отвечать на звонки «Ъ».
Член совета воронежской общественной организации «Центр экологической политики» Анна Воронина считает строительство мусороперерабатывающего комплекса «перезревшей необходимостью, гораздо менее вредной, чем существующие свалки – очаги всевозможных инфекций». Она отмечает, что жители региона выступают практически против всех планируемых инфраструктурных объектов, в частности, крематория и приюта для бездомных животных. По мнению госпожи Ворониной, «это выражение протестного настроения, общей неудовлетворенности жизнью». «Местным властям следует лучше работать с населением, возможно, свозить группу жителей на аналогичное предприятие, чтобы продемонстрировать принципы работы», - предложила она.
Эксперт «Гринпис России» Алексей Киселев не исключает, что «при правильной организации» переработка ТБО может быть безопасна как для местных жителей, так и для находящихся рядом сельхозпредприятий. «В то же время население не напрасно бунтует, ведь если на завод будут поступать неотсортированные отходы, то объект превратится в обычный полигон», - констатирует господин Киселев. По его мнению, чтобы местные жители приняли проект, необходимо провести процедуру оценки воздействия на окружающую среду, которая, как правило, занимает до шести месяцев: «В отличие от публичных слушаний, она будет учитывать мнение граждан, которые смогут потребовать вписать в проект строительство объездной дороги. Кроме того, на полигоны должно идти только то, что невозможно переработать и вторично использовать».