"Я думаю, что действия экипажа в любом случае были правильными"

Эксперт в эфире "Ъ FM" — о расследовании крушения Ту-154

Эксперты не нашли на обломках Ту-154 признаков взрыва или пожара на борту, сообщают СМИ со ссылкой на источники в силовых структурах. Самолет Минобороны упал в Черное море утром в воскресенье, он пропал с радаров через две минуты после взлета. По данным газеты "Коммерсантъ", одна из версий причин трагедии — ошибка пилота —базируется на показаниях пограничника, который в момент крушения находился на катере в акватории Сочи. Летчик-испытатель, эксперт в области авиации Анатолий Кнышов прокомментировал гипотезы о причинах катастрофы с беседе с ведущим радио новостей Олегом Булгаком.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

— По данным ФСБ, Ту-154 оторвался от полосы на штатной скорости — более 300 км/ч. Начал подниматься, потом стал терять скорость и высоту. О чем может говорить положение самолета, описанное очевидцем? Похоже это на попытку посадить самолет на воду? Или это все-таки падение? В чем в каждом из случаев могла быть ошибка пилота?

— Информация, которая поступила от береговой охраны, говорит о том, что, возможно, произошел полный отказ двигателей. В этой ситуации, естественно, экипаж обучен, он может совершить посадку на водную поверхность. Предпосадочное положение самолета — и на взлетно-посадочную полосу, и на водную поверхность — состоит в приподнятой носовой части, касание происходит хвостовой частью самолета. Да, этот вариант возможен. Но только по разрушениям самолета, по отдельным частям, когда их выложат в ангаре, можно узнать, какой частью самолет коснулся водной поверхности, что явилось причиной разрушения воздушного судна. Вот что я могу по данной информации сообщить. Но экипаж действовал правильно, потому что в случае отказа двигателей именно таким образом должен поступать — выполнять посадку на водную поверхность. Этим режимам они обучались, в том числе и на тренажерах. И я думаю, что их действия были правильными.

— Много говорят о том, что мог быть неправильно был распределен груз. А как выглядит салон такого самолета? Где располагается груз?

— В любом случае кресла для пассажиров расположены, как и у штатного самолета. Если необходимо какой-то груз взять с собой, то обычно там имеется в центральной нижней части фюзеляжа имеется пространство, где может размещаться груз. В любом случае, влиять на центровку, я думаю, вряд ли мог бы. Почему? Потому что он же уже летел из Чкаловского, он выполнил рейс, завершил посадку благополучно. Груза здесь никто не брал, не дозагружали, а топливом залили. А топливо находится в основном в центральной части, в крыльях, в кессонах и в центральной части центроплана. Дозаправка самолета не могла повлиять таким образом. Тем более, когда происходит заправка самолета, даже если бы какие-то грузы размещались, то они в соответствии с центровочным графиком на данный тип, на данный экземпляр самолета размещались бы именно по схеме, которая была предложена. Но мы не знаем, грузили или нет. Но в любом случае размещение груза по схеме в грузовых отсеках самолета позволяет всегда быть в пределах центровки. В данной ситуации у нас информации нет, чтобы говорить о том, что это была предельная задняя центровка, что это явилось причиной.

Только комиссия сможет нам сказать по материалам, которые уже найдены, которые записаны в "черный ящик", что явилось основной причиной такого взлета, такого трагического события, которое произошло с самолетом Ту-154 Минобороны.

— А вот если обсудить еще одну версию — о том, что в двигатели попала статья птиц, поэтому сразу началось возгорание в двигателях, в этом случае при резком изменении мощности мог этот груз переместиться и добавить крена самолету, как-то изменить его положение в воздухе?

— Для грузов есть специальные узлы крепления, они и цепями крепятся, рассчитанными на любую перегрузку. Я могу сказать следующее: когда самолет производит взлет и посадку, а внутри фюзеляжа находятся грузы, на них действуют очень большие силы, поэтому с расчетом этих усилий и узлы крепления, и цепи специально подбираются, чтобы этот груз не мог смещаться в процессе движения на взлете или посадке. На мой взгляд, это также маловероятное событие.

— Источники говорят, что приоритетная версия сейчас — техническая неисправность.

— Сейчас позиция — приостановить на момент расследования полеты. Самолет Ту-154 отвечает всем требованиям безопасности и надежности. Если в ходе расследования выявятся какие-то конструктивные особенности, что-то еще другое, то будут проведены мероприятия, которые позволят устранить их в конструкции самолета, довести его до необходимого уровня безопасности. Или появятся другие версии, по которым будут намечены мероприятия. Вот этих мероприятий всегда ждут экипажи, эксплуатанты данных воздушных судов.

Вся лента