«ВТБ Страхование» успело с ограничением лицензии
Компания избавила себя от обязательных электронных продаж ОСАГО
ЦБ ограничил действие лицензии на ОСАГО компании «ВТБ Страхование». Страховщик теряет право заключать новые договоры, но обязан обслуживать ранее проданные полисы. В самой компании заявили, что сворачивают бизнес в этом сегменте рынка. Благодаря санкции ЦБ страховщик избавил себя от обязательных электронных продаж по «автогражданке», которые стартуют с 1 января 2017 года.
В связи с неисполнением предписания ЦБ, суть которого не разглашается, Банк России ограничил действие лицензии на ОСАГО компании «ВТБ Страхование». Это крупная компания на рынке, но ее портфель ОСАГО был достаточно скромным по размерам: по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), сборы страховщика за 11 месяцев 2016 года составили 355,6 млн руб. (43-е место среди 85 страховщиков и 0,2% общего объема премий).
В самой компании заявили, что «последовательно уходят с рынка ОСАГО в течение последних двух лет, считая его убыточным» (цитата по «Интерфаксу»). Ограничение лицензии освободило компанию от обязательных электронных продаж полисов ОСАГО, которая стартует с 1 января 2017 года. Напомним, идея обязать страховщиков продавать полисы автовладельцам принадлежит ЦБ. Компании изначально противились этой инициативе, поскольку это лишает их возможности заниматься селекцией клиентов. Однако после того как эта обязанность стала нормой закона об ОСАГО, страховщики перестали ее публично критиковать.
Как говорит президент РСА Игорь Юргенс, компании в срок запустят электронные продажи — с 1 января 2017 года.
«Нововведение позволит решить проблему очередей из желающих приобрести “автогражданку” в некоторых регионах страны»,— говорит он. Пока же компании продают электронные полисы в добровольном порядке. По статистике союза за декабрь (по состоянию на 25 декабря) было заключено почти 30 тыс. договоров е-ОСАГО. Для сравнения: в целом в ноябре продажи были на уровне 26 тыс. договоров. В декабре 2016 года заключали такие договоры 32 компании, общая доля которых на рынке ОСАГО по объему собранной премии составляет более 90%.
В целом с начала 2016 года было продано 323 тыс. е-полисов ОСАГО, сообщил президент РСА. В пятерку регионов-лидеров, где в 2016 году заключено больше всего таких договоров, вошли: Краснодарский край (79,5 тыс.), Волгоградская область (30 тыс.), Ростовская область (22,6 тыс.), Ставропольский край (21 тыс. договоров), Республика Адыгея (11,7 тыс.).
Процедура покупки е-полиса ОСАГО предполагает регистрацию клиента на сайте компании и заполнение заявления о заключении договора. После этих процедур будет рассчитан размер страховой премии (стоимость полиса не отличается от цены при покупке в офисе страховой компании) и страхователь сможет оплатить заключение договора на сайте с помощью банковской карты. Проверка данных, указанных в заявлении, осуществляется через автоматизированную информационную систему РСА. Полис будет направлен страхователю по электронной почте, его следует распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством, говорят в союзе.