Системный развод
Как органы власти борются за влияние
Прошедшие в сентябре этого года думские выборы могли бы запустить процесс системной перестройки органов власти. Этого не произошло. Попытка руководства Госдумы увеличить влияние института за счет правительства была связана с политическими амбициями спикера и не нашла понимания у других институтов власти. Не исключено, что в 2017 году усилия в этом направлении продолжатся, но до президентских выборов реальной перезагрузки системы управления ожидать не стоит.
Осенняя сессия на Охотном Ряду завершалась принятием поправок к думскому регламенту, согласно которым третье чтение законопроекта будет назначаться только после представления правительством в Госдуму информации о разработке необходимых нормативных актов. За эту меру, позволяющую усилить парламентский контроль за работой исполнительной власти, бились депутаты Дум первых созывов. Поправка к регламенту, которая планировалась в виде отдельного закона,— часть кампании по изменению статуса нижней палаты парламента, которую пытается вести ее нынешнее руководство и прежде всего спикер Вячеслав Володин. Ничто не мешало ему способствовать повышению влиятельности парламента и на прошлой должности — первого заместителя главы администрации президента (занимал с конца 2011 по октябрь 2016 года). Однако во время работы на Старой площади Вячеславу Володину самостоятельная Дума была не нужна. Последнюю попытку защититься часть депутатов предприняла в первую сессию 2012 года, организовав итальянскую забастовку против принятия поправок к закону "О митингах...". Поправки были приняты, а Дума уже к концу 2012 года была предельно лояльна к любой политической инициативе Старой площади и Белого дома. Хотя к правительству депутаты относятся чуть строже — по крайней мере на словах. Тем не менее пока нет никаких свидетельств того, что политическое руководство страны заинтересовано в том, чтобы отныне законопроекты проходили через обе палаты парламента с большими хлопотами и меньшей скоростью. "Рост влияния Госдумы ограничен институциональной ролью парламента, которая по Конституции слаба",— говорит политолог Борис Макаренко.
Кампания за повышение субъектности Думы, о которой активно говорят ориентирующиеся на Вячеслава Володина политологи и социологи, должна продемонстрировать, что после ухода со Старой площади ее председатель сохранил политическое и аппаратное влияние в прежних объемах. Действительно, переход из администрации президента и правительства в Думу обычно воспринимается как некоторое понижение, только если депутатская должность не на три порядка выше предыдущей. Повышение статуса палаты позволило бы говорить и о росте влияния спикера.
Нарастить влияние за счет другого института власти нижней палате парламента не так просто: единственный орган власти (помимо президента), рейтинг которого выше, чем у Думы и Совета федерации (СФ),— это кабинет. Правительство (60,9%) одобряют больше и Госдумы (52,1%), и СФ (50,5), показывают опросы ВЦИОМа. Социологи полагают, что именно наведение дисциплины на Охотном Ряду — инициатива исходила от спикера Вячеслава Володина — и проведенные при его участии выборы в сентябре повысили рейтинг Госдумы. Однако уровень одобрения нижней палаты вырос вместе с рейтингом других органов власти.
Вместе с тем руководству Думы еще предстоит решить вопрос с отрицательным имиджем нижней палаты и ее представителей. Госдума — институт, работу которого не одобряют больше всего респондентов (33,3%), в сравнении с ним выгодно смотрится как правительство (28,1%), так и верхняя палата (антирейтинг 19,7%). Также ВЦИОМ замеряет персональный рейтинг главы правительства (61,1%) и его антирейтинг (29%). Отношение к спикеру палаты отдельно не оценивается, отмечает гендиректор соцслужбы Валерий Федоров. Будет ли это делаться в дальнейшем, он комментировать отказался.
Не исключено, что на относительно высоком рейтинге правительства и Дмитрия Медведева сказывается постоянный контакт премьера и президента, который тщательно транслируется по всем возможным каналам. С Вячеславом Володиным после его избрания спикером Госдумы один на один Владимир Путин под камеры пока не встречался. Арест министра экономического развития Алексея Улюкаева господин Медведев эмоционально назвал "тяжелым событием и для власти, и для правительства". После чего добавил: "Я обсуждал эту тему и с президентом страны. У него такое же мнение". Глава правительства как никто другой понимает, что за последние годы обвинения в коррупции чиновников и региональных руководителей больше использовались для решения аппаратно-политических вопросов, чем имели отношение к борьбе с коррупцией. А чем очевиднее становится участие Владимира Путина в президентских выборах 2018 года, тем острее встает вопрос о новом составе правительства и, возможно, новом премьер-министре.
Накануне думских выборов господин Медведев уже соглашался разменять не самого популярного министра образования Дмитрия Ливанова, которого заменили заместителем начальника управления президента по общественным проектам Ольгой Васильевой. Не исключено, что последнюю атаку Вячеслава Володина на правительство, связанную с попыткой законодательно обязать кабинет представлять информацию об НПА, Дмитрию Медведеву удалось отбить при поддержке президента. С ним, согласно официальному сайту Кремля, премьер-министр встречался перед беседой с Вячеславом Володиным. О необходимости Госдуме и Белому дому работать "согласованно и эффективно", чтобы "все обещания, взятые перед гражданами, были выполнены", говорил Владимир Путин и на первой думской пленарке 5 октября, и в послании Федеральному собранию.
При этом рейтинг обеих палат парламента и правительства имеет свой предел и ограничен рейтингом президента. Опросы социологических служб показывают, что доверие к нему намного выше, чем к другим институтам и политикам. Его работу одобряют 85,8% респондентов ВЦИОМа (на 18 декабря), причем поддержка в последние месяцы только растет.
Подтвердить эти показатели Владимиру Путину необходимо будет в результате президентских выборов 2018 года. Решением этой задачи занимается сейчас куратор внутриполитического блока Кремля Сергей Кириенко. К этому процессу господину Кириенко явно хотелось бы подойти исключительно с технологической точки зрения — то есть не участвуя в политических конфликтах.
Вместе с тем сначала его подчиненных отказались пускать на совет Думы, потом на Охотном Ряду неожиданно решили проигнорировать поправку о выведении Центризбиркома из-под закона о госзакупках, которые ведомство не успевало провести к выборам. Об этом, по сведениям "Ъ", Сергея Кириенко просила на встрече глава Центризбиркома Элла Памфилова. В итоге аппаратные атаки были отбиты — поправку внесли с голоса на заседании Госдумы и приняли, чиновники вернулись на совет, и в администрацию президента пришел давний соратник господина Кириенко Александр Харичев. Вместе с куратором внутриполитического блока им предстоит решить вопрос, как повысить явку избирателей на выборах 2018 года, после которых, возможно, в устройство органов власти и практику их взаимоотношений будут внесены коррективы. Если, конечно, у кого-нибудь из влиятельных игроков будут на это время и желание.