Первая для первоиерархов
Патриарх Московский и всея Руси и папа римский повстречались в аэропорту
В феврале 2016 года в Гаване состоялась первая в истории Русской православной и Римско-католической церквей встреча их предстоятелей. Ее итогом стал совместный документ, призванный привлечь внимание мирового сообщества к гонениям на христиан на Ближнем Востоке и упадку моральных ценностей в мире.
Встречу патриарха Московского и всея Руси и папы римского готовили почти двадцать лет. Впервые ее планировалось провести еще в 1997 году в Австрии. В ходе предварительных переговоров тогда был подготовлен проект совместного заявления, где, в частности, содержался отказ от униатства как средства воссоединения церквей и от католического прозелитизма в России и других странах СНГ. Но в самый последний момент руководство Римско-католической церкви решило исключить эти пункты из совместного документа, и встречу пришлось отменить. В 2002 году произошел новый виток обострения в отношениях между церквями, когда папа Иоанн Павел II повысил статус административных структур Римско-католической церкви на территории России до уровня епархий без предварительной консультации со священноначалием Русской православной церкви. В итоге возможность встречи двух первоиерархов надолго была сведена к нулю.
Только после вступления на Святой престол папы Бенедикта XVI, который сумел снять напряжение, существовавшее при предыдущем понтификате, православно-католические отношения приняли позитивный и поступательный характер. Скорее всего, если бы папа Бенедикт XVI не ушел на покой в 2013 году, то состоялась бы его встреча с патриархом Кириллом. Папа Франциск продолжил политику своего предшественника по нормализации отношений между Ватиканом и Московским патриархатом, что в конечном итоге позволило провести историческую встречу.
Первая встреча православных и католиков "на высшем уровне" после разделения в 1054 году христианской церкви на Восточную и Западною (не считая Флорентийского собора 1439 года) прошла почти 53 года назад: 5 января 1964 года Константинопольский патриарх Афинагор и папа Павел VI встретились в Иерусалиме. В результате в 1965 году были отменены взаимные анафемы. Встреча стала возможна благодаря Второму Ватиканскому собору (1962-1965), который "открыл" Католическую церковь для диалога с другими религиями: "Истину следует искать посредством обмена и диалога".
Первую встречу патриарха Московского и всея Руси с папой римским было решено провести на Кубе в Международном аэропорту имени Хосе Марти. Это было связано с тем, что патриарх Кирилл с самого начала не хотел, чтобы она проходила в Европе, поскольку именно там разворачивалась многовековая тяжелая история разделений и конфликтов между христианами.
Основной темой переговоров на Кубе стало обсуждение острых социальных, политических и нравственных проблем современности. В итоговом документе, который подписали патриарх и папа, в частности, говорилось о гонении христиан на Ближнем Востоке. Иерархи призывали международное сообщество "к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока". Помимо этого они выступили с призывом урегулировать конфликт на Украине. Одним из принципиальных пунктов документа является признание папой римским того, что уния не является средством восстановления церковного единства. Также в документе говорилось о защите семейных ценностей и о сближении православной и католической позиций по вопросу прозелитизма: стороны призвали отказаться от него, поскольку это "имеет практическую значимость для мирного сосуществования". При этом обе церкви подчеркивают, что на встрече не обсуждались ни богословские, ни канонические вопросы. Это говорит о том, что она была организована не для решения догматических разногласий, а для того, чтобы привлечь внимание мирового сообщества к существующим проблемам — в частности, к вооруженным конфликтам, гонениям на христиан и упадку моральных ценностей в мире. Патриарх и папа продемонстрировали миру, что, несмотря на догматические разногласия, христиане готовы совместно отстаивать общехристианские ценности во все более секулярном мире.