Стоп машина
ГИБДД и мэрия Москвы искали новые способы общения с водителями
Российское правительство в минувшем году активно осваивало новые формы борьбы с нарушителями ПДД: введено понятие «опасное вождение», разработан законопроект о балльной системе. Не отставали и столичные власти: они пытались не только уменьшить количество машин в центре Москвы, но и ограничить автомобильное движение на периферии.
Атака на водителей в 2016 году шла по двум фронтам. С подачи Госавтоинспекции в правила дорожного движения введен термин «опасное вождение»: «опасной» теперь считается манера езды, когда сначала резко подрезаешь, потом резко тормозишь и потом резко перестраиваешься, создав при этом угрозу жизни и здоровью остальных участников движения. Последовательность нарушений должна быть снята на видео, которое просмотрит инспектор, он и примет решение о наказании «гонщика». С санкциями пока не определились, правительство предлагает штраф в 5 тыс. руб., регионы настаивают на лишении прав, депутаты обсуждают даже административный арест. Главный вопрос — кто и как это видео будет снимать: инспекторов мало, для самых активных граждан обещают выпустить мобильное приложение.
Параллельно Госавтоинспекция подготовила законопроект (уже принят в первом чтении), направленный против злостных нарушителей: вводится аналог советской балльной системы штрафов. Предполагается, что будет существовать список самых опасных нарушений (отказ уступить дорогу пешеходу, проезд на красный, выезд на обочину и другие), фиксируемых инспекторами. Совершил три нарушения из этого списка подряд в течение года, на четвертый раз отправляешься в суд и остаешься без прав.
Второй фронт — борьба столичных властей против столичных же автовладельцев, усилившаяся в последние месяцы. Закрытая навсегда, казалось бы, тема платного въезда в центр города снова ожила. Идея эта озвучивалась московской мэрией еще два года назад, но после поднятой жителями волны протеста от нее отказались. Новый повод — законопроект Минтранса, разрешающий использовать платный въезд и другие ограничительные меры для борьбы с пробками. Общественность справедливо восприняла это как новый сигнал к введению платного въезда, ведь в мэрии и раньше говорили, что им как раз не хватает федерального закона. Московский департамент транспорта все отрицает, мол, не обсуждаются такие планы. Эксперты справедливо заметили: а для кого тогда законопроект принимается? Авторы из Минтранса от прямого ответа уходят: в «крупных городах», мол, тяжелая ситуация с движением, надо помочь. Законопроект в итоге приняли в первом чтении, обещая доработать уже в 2017 году к чтению второму. Уйдет ли оттуда норма про платный въезд — пока непонятно.
С платной парковкой ситуация понятнее. 2 декабря в пределах ТТК на самых загруженных улицах максимальный тариф подняли до 200 руб. в час, на других улицах запустили дифференцированный тариф (до 150 руб. в час). В итоге на улицах с новыми ценами количество парковочных сессий уменьшилось на 10%, то есть поток автомашин в центр действительно стал сокращаться. Аккурат перед новым годом, 26 декабря, расширилась и сама парковочная зона — платное хранение машин ввели у очередных станций метро на периферии, а также у крупных торговых и бизнес-центров. Расширение платной зоны сопровождалось установкой новых знаков о запрете стоянки и табличек «работает эвакуатор». Жители при поддержке политических партий провели очередной протестный митинг, выдвинув традиционный набор требований, которые вновь не нашли понимания в департаменте транспорта.
Хороших новостей для водителей было не так много. С 1 сентября 2016 года вступили в силу поправки к КоАП: вернуть машину, увезенную на штрафстоянку, теперь можно без денег, на оплату дается 60 дней (раньше действовала система обязательной предоплаты). Ожидалось, что вместе с этим изменятся и тарифы на эвакуацию автомобилей: все регионы, включая Москвы, должны были пересчитать цены в соответствии с методикой ФАС. Но ничего не изменилось. Столичные чиновники провели перерасчет и пришли к выводу, что эвакуация в Москве должна, наоборот, подорожать, и цены менять не стали, чтобы избежать «социальной напряженности».