А поговорить?
Дмитрий Попов, IT-специалист, фотограф, Сан-Франциско Бей Эреа, Калифорния, США
Некоторое время назад я обратил внимание, что водители Uber стали очень разговорчивыми. Я живу в Северной Калифорнии, где развитие технологической индустрии сочетается с недоразвитой системой общественного транспорта. Uber уже настолько вошел в мою жизнь, что я начал замечать перемены в самом Uber. Раньше водители явно пытались побыстрее избавиться от пассажира, не тратя времени на беседы, а теперь разговорились.
Утром, возле автосервиса, где я оставил на гарантийное подкручивание свою Subaru, меня подобрал пожилой китаец на видавшей виды Honda Accord.
- Вы из России? – он решил сразу купить меня своей прозорливостью.
Конечно, Uber уже сообщил ему мое имя.
Я тут живу уже тридцать лет. Работал на самые известные технологические фирмы, а сейчас кручу баранку, поскольку нахожусь «между работ»...
Этот термин between jobs мог родиться только в американской голове, вечно настроенной на оптимизм. Действительно, «между работ» звучит куда лучше, чем «безработный».
- Разве Uber плохо платит?
- Uber платит недельный бонус, если часто выезжаешь. И если работаешь в большом городе вроде Сан-Франциско, то за месяц может выйти неплохая сумма, - откровенничал китаец, - Но есть много проблем. Изнашивается машина, тратишь деньги на бензин и масло…. И потом когда ты мотаешься целый по городу, то совершенно невозможно найти время и место, чтобы пописать. Я даже прежде водил с собой в машине бутылку…
В этот момент я даже опасливо оглядел машину, не стоит ли где эта бутылка…
- Есть и другие проблемы. Это очень ненадежная профессия. Однажды нас всех сменят роботы.
И он махнул рукой в сторону белой пузатой машинки с логотипом Google, которая остановилась рядом с нами на светофоре.
Эти беспилотные автомобили, где вместо водителей сидели операторы с компьютерами, уже давно перестали быть редкостью на улицах Маунтин Вью. И пока закон еще запрещает машинам передвигаться без человека, сидящего в кабине, такая картина еще не выглядит сценой из будущего. Но прогресс не стоит не месте. На днях Uber анонсировал , что беспилотные автомобили с оператором можно свободно заказывать в Сан-Франциско как такси, что конечно же, еще один шаг в это самое будущее. Наверное, путь в него не будет гладким. В тот же день, когда Uber разослал письма всем, кто когда-либо заказывал этот сервис в Сан-Франциско, с приглашением заказать «беспилотник», Калифорнийский департамент моторных средств объявил эту инициативу незаконной. Но Google, Tesla, General Motors и многие другие уже давно испытывают в Калифорнии своих роботов-водителей законно. И конечно же, однажды и Uber договорится c законом, разве есть в этом сомнения? Но тему надо было поддержать.
- Всех людей роботы не заменят, - возразил я китайцу, - ведь водить автомобиль - лишь часть профессии шофера. Водителям траков надо взвешивать машины на весах, грузить товары, расчищать машину от сугробов, договариваться с людьми... Потом никто не знает, как эти машины будут реагировать на ситуации в реальном, а не замкнутом мире… выпал снег, прошел дождь, пропала разметка, сломался светофор, кто-то перебежал дорогу и возник выбор, кого убить, прохожего или пассажира… Наверное, можно было вспомнить еще десяток аргументов, которые были уже давно придуманы противниками прогресса, но мой собеседник стоял на своем.
- Везде где можно заменить людей, их заменят роботами, - сообщил он с угрюмой убеждённостью. И везде где можно, об этом однажды договорятся.
И в этих словах была правда. Только недавно компания Amazon рассказала об успешных доставках груза дроном по воздуху, и об открытии продуктового магазина Amazon Go без кассиров, продавцов и очередей.
- Может тогда люди освободятся от скучных работ и станут делать то, что им действительно нравится? – спросил я, впрочем, без особой веры в свои слова.
- Мне нравится выплаченный дом и выплаченная машина, - отрезал китаец. Мы подъехали к офису моей компании, и мне не хотелось оставлять его за рулем рассерженным.
- На наш с вами век еще хватит. А потом уже пусть приходят роботы, - попрощался я с водителем на оптимистичной ноте.
И, спустя пару минут, получив чек на свой телефон, вдруг догадался, что теперь может провоцировать водителей на разговоры. Раньше, каждого водителя предлагалось просто оценить по пятибалльной школе. Но в новой версии приложения Uber появилась еще одна опция. Теперь приложение требовало не только оценить водителя, но еще и указать, за что именно ты его оценил. За то, как качественно он прилежно следовал навигации. Уверенно ли управлял автомобилем. И наконец, хорошо ли развлекал пассажира.
Возможно, теперь водители, зная об этой фиче, которая зачем-то родилась в голове не самого умного менеджера по маркетингу, и стали словоохотливыми? Просто в надежде получить лишний балл?
Обратно на автосервис мне опять пришлось вызывать Uber. На этот раз водителем оказался молодой веселый брюнет, которого я сперва принял за араба. Он ослепительно улыбался, энергично дергался в такт музыке, что-то подпевал и, судя по всему, был далек от новостей технологической индустрии.
- Откуда вы родом? - поинтересовался я.
- Из Афганистана, - ответил он, продолжая дергаться. Вы?
- Из России.
Это оказалось ошибкой. Иногда страна твоего происхождения вовсе не служит хорошей рекомендацией. С лица моего нового водителя сползла улыбка, и даже музыка в салоне стала тише и печальнее. Оставшуюся часть пути мы проехали в полном молчании.
Cтавя ему пять звезд из пяти возможных, я подумал, что может быть, и не так плохо, если однажды многих из нас заменят роботы.
Другие авторские колонки читайте в постоянной рубрике «Ответственные лица»