Новости с лицензией
Как изменится работа новостных агрегаторов в 2017 году
Новостные агрегаторы теперь работают в России по новым правилам: в силу вступил закон, ужесточающий требованиям к таким сервисам. Все ресурсы, посещаемость которых превышает миллион пользователей в сутки, должны быть занесены в специальный реестр. Они обязаны полгода хранить
всю опубликованную информацию, а также удалять новости, которые нарушают законодательство РФ.
Документ находился на рассмотрении в Госдуме почти год, и за это время был значительно скорректирован.
Депутат от "Справедливой России" Алексей Казаков и его коллега из КПРФ Александр Ющенко выступили с инициативой приравнять новостные агрегаторы к СМИ еще в феврале прошлого года. Изначально они предлагали обязать такие сайты проверять публикуемые сообщения на достоверность. В случае, если данные соответствуют действительности, агрегатор должен их удалить, в противном случае — выплатить штраф на сумму до 5 млн рублей.
Требование вызвало возмущение представителей интернет-бизнеса. Ко второму чтению документа размер штрафа снизили до 1 млн рублей и пояснили: наказывать за дословное цитирование зарегистрированных СМИ не будут.
Еще одно спорное положение документа ограничивало участие иностранного бизнеса в капитале агрегатора долей в 20%. От него депутатам тоже пришлось отказаться — теперь владеть агрегатором может любой иностранец, который зарегистрировал юридическое лицо в России.
Компания "Яндекс" еще в декабре 2016 года предупредила, что ее новостная лента изменится: теперь там не будет сообщений СМИ, не имеющих лицензии в России. В целом же итоговая версия закона выглядит достаточно удобной для агрегаторов, считает исполнительный директор интернет-холдинга "Е-генератор" Павел Власов-Мрдуляш. "У нас немного по-другому будет устроен формат работы, мы будем по-другому смотреть на контент от изданий, которые не являются зарегистрированными как средства массовой информации. Фактически часть работы мы перенесем на себя. Но, конечно, мы стараемся мотивировать всех наших партнеров, чтобы они получили лицензию СМИ, потому что таким образом они будут нести ответственность. Основная масса партнеров относится с пониманием к этому требованию, потому что в противном случае — если у них не будет лицензии — они будут получать гораздо меньше трафика с новостных агрегаторов", — пояснил он.
Впрочем, для иностранных компаний этот закон по-прежнему создает трудности. Google, например, рискует уйти из России, если за три месяца этого года не зарегистрирует юридическое лицо — такой срок корпорации отвел Роскомнадзор. Новостной агрегатор есть и у компании Microsoft.
Гендиректор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков уверен, что иностранный бизнес выполнит требования властей и продолжат работу: "Конечно, любая компания смотрит на то, насколько ей выгодно работать в том или ином регионе — в данном случае в Российской Федерации. Если Google или Microsoft получают достаточно хорошее денежное вознаграждение, то, естественно, они выполнят необходимые предписания и все исполнят в срок, который на это отводится. Я думаю, что закрытия никакого не будет, компании достаточно большие, им нужно присутствовать в российской юрисдикции, поэтому все будет хорошо".
Эксперты ожидают, что в ближайшее время российский рынок средств массовой информации пополнится сотнями новых изданий. Под конец 2016 года особенно активизировались региональные власти — они спешили регистрировать муниципальные и ведомственные сайты как СМИ.