"Притяжение" обязывает
Федор Бондарчук снял фантастику международного масштаба
На экранах стартует "Притяжение", первый в наступившем году проект—представитель российской кинофантастики, каковой в 2017-м ожидается немало.
"Притяжение", Россия, 2017, 130 мин.
Режиссер: Федор Бондарчук.
В ролях: Олег Меньшиков, Александр Петров, Ирина Старшенбаум, Риналь Мухаметов, Сергей Гармаш.
Продюсеры: Федор Бондарчук, Дмитрий Рудовский, Антон Златопольский, Александр Андрющенко, Михаил Врубель.
Art Pictures Studio, кинокомпания "Водород".
Бюджет: 380 млн руб.
Режиссер Федор Бондарчук, как известно из трейлеров, примеряет классический сюжет научной фантастики, крушение инопланетного космического корабля, на московский район Чертаново.
В кадре замечены Олег Меньшиков (которому очень к лицу нынешняя военная форма), лучшие образцы самой современной военной техники, предоставленные российским Минобороны, и довольно убедительный высокотехнологичный инопланетянин. При таком богатстве, обозначенном одними только промоматериалами, особенно завлекательны слова режиссера о том, что в трейлерах показана лишь малая часть сделанного для фильма.
Вообще, в подготовке к премьере чувствуется желание создателей представить публике зрелище международного масштаба или хотя бы максимально на него похожее.
"Притяжение" выходит в IMAX 3D — четвертый отечественный фильм в этом формате (первая тройка: бондарчуковский же "Сталинград", "Экипаж" Николая Лебедева и "Дуэлянт" Алексея Мизгирева). Сообщается, что в работе над звуковым дизайном картины принял участие американский специалист Дэйв Уайтхед, трудившийся на озвучке "Района N9", "Робота по имени Чаппи" и "Хоббита". Разработкой внешнего вида инопланетянина и его корабля, а также зрелищным разрушением многоэтажек в Северном Чертаново занималась одна из лучших российских студий, Main Road Post. Проходило это не столько в рамках помощи отечественному производителю, сколько потому, что из-за курса доллара постобработка у местных специалистов стала дешевле не только американской и европейской, но и индийской и китайской. В том числе благодаря этому бюджет "Притяжения" остановился на 380 млн руб.— $6-6,4 млн (в зависимости от текущего курса), что для фантастики подобного размаха совсем не много.
Посвящать во все подробности зрительское сообщество раньше времени создатели не стали. Окружили съемки туманом секретности, заставили всех участников процесса подписать документы о неразглашении, часть материала отсняли на закрытых полигонах Минобороны.
Более или менее внятная информация в интернете, и первые тизеры появились лишь за три с половиной месяца до премьеры. Как сообщали в Art Pictures, "не хотели привлекать лишнего внимания к фигуре режиссера".
Ход, возможно, не самый очевидный: в конце концов, если и есть известные на всю Россию кинодеятели, то Федор Бондарчук явно из таких. Другое дело, что его предыдущий опыт на ниве фантастики — экранизация "Обитаемого острова" братьев Стругацких — оказался не слишком удачным. И от критиков досталось, и в прокате дело не задалось: на $36,6 млн бюджета обе части картины принесли всего $27,9 млн; коэффициент кассового успеха (ККУ), как можно догадаться, провальный — 0,73. Чтобы лишний раз не кормить интернет-троллей, возможно, и стоило до поры не афишировать имя режиссера. Тем более что на эту позицию Бондарчук поначалу не претендовал, намереваясь выступить исключительно в роли продюсера. И лишь после второго драфта сценария выразил желание лично поставить фильм — а всего сценарных вариантов в итоге получилось 28.
"Притяжение" — четвертый полнометражный фильм Бондарчука как режиссера и не то 36-й, не то 39-й — как продюсера. По поводу успешности режиссерских проектов ему стыдиться нечего, скорее, наоборот. Только "Обитаемый остров" недобрал в прокате, остальные прекрасно заработали. "Сталинград" так и вовсе стал самым кассовым российским фильмом в новейшей истории, собрав $68,1 млн. А вот как продюсер Федор Бондарчук оказывается причастен к длинному списку фильмов, которые сняты, но не вышли, либо вышли, но прокатились так, что никто их не заметил. И никаких данных о сборах (да и о бюджете) днем с огнем не сыщешь. К счастью, собрать достойный топ-5 из безусловных кассовых успехов Бондарчука-продюсера все же удается.
Любопытно, что там не будет "Сталинграда" — продюсерами картины значатся Александр Роднянский, Антон Златопольский, Дмитрий Рудовский и Сергей Мелькумов. К тому же по окончании проката в пятерке произойдут изменения.
"Притяжение" уже окупило бюджет на одной только продаже прокатных прав в Китай, Германию, Францию и Малайзию.
Так что как минимум обладателю пятого места придется потесниться. В данный момент главный кандидат на вылет — прошлогодний "Воин" Алексея Андрианова. Боксерскую драму крепко побили критики, пеняя главным образом на близнецовскую схожесть с одноименным американским фильмом 2011 года, но свою задачу — заработать больше, чем на нее было потрачено,— она выполнила. При бюджете $1,5 млн в графе "Дебет" значатся $3,2 млн, и ККУ вполне удовлетворительный — 2,13.
Дальше рядком идут картины Романа Прыгунова "Духless" и "Духless 2", сиквел на одну позицию ниже оригинала. Первый фильм был более или менее точной экранизацией одноименного романа Сергея Минаева, бестселлера 2006 года. Выйдя в широкий прокат в октябре 2012-го, он заработал $14,6 млн, что при относительно скромном для российской постановки бюджете $2,8 млн дает горячий ККУ — 5,2. Продолжение снимали в разгар экономического кризиса 2014-2015 годов и в долларовом эквиваленте даже сумели немного сэкономить, потратив $2,1 млн. Но и сборы тоже получились кризисными — $7,9 млн; впрочем, ККУ все равно приятный — 3,76 пункта.
Вторая позиция пока у "Жары" Резо Гигинеишвили. В 2006-м можно было построить сюжет хитовой комедии вокруг обмена долларовых купюр и никто не усматривал в этом ничего предосудительного. Напротив, зритель кошельком подтвердил близость темы простому народу, принеся в кассу постановки за $1,4 млн аж $15,7 млн. Как следствие, у "Жары" лучший ККУ в пятерке — 11,2.
Возглавляет топ-5 самых кассовых фильмов, в которых Федор Бондарчук участвовал в качестве продюсера, его же режиссерский дебют в полном метре, эпическая военная лента "9 рота". В 2005 году ей довольно легко удалось стать лидером российского проката, собрав $25,5 млн. На съемки было потрачено $9,5 млн, ККУ в размере 2,68 создателей вполне устроил.